В минувший понедельник в прямом эфире радио MIX FM 102,7 в авторской программе Григория Зубарева "С властью — по-русски" с народом общалась власть бывшая уже пока. Уже — потому что Андрея Сончикса из генеральных директоров Службы госдоходов выгнали. Пока — потому что тот же г-н Сончикс добивается через суд отмены этого решения.
Прошло несколько месяцев после принятия судьбоносного для вас решения об освобождении от должности. Эмоции, пожалуй, улеглись, и в полной своей твердости встал вопрос: за что вас сняли?

Наверное, за то, что не соответствовал до сих пор непонятным для меня политическим принципам, которые партия Jaunais laiks и новая власть установила для государственных чиновников. Может, все прояснится, когда дождемся решения суда по моему делу.

А какие могут быть принципы политического соответствия на вашей бывшей должности — главного мытаря страны? Вам же не избирателей к урнам привлекать надо было, а налоги в казну.

Да. И было единственное заседание правительства, на котором я был, почти два часа отчитывался о результатах работы налоговиков. И когда по итогам отчета я собирался внести предложения, которые помогли бы достигнуть лучших результатов, в ответ услышал, что мои планы никого не интересует, потому что решение уже принято.

В итоге вас уволили, и на кого вы подали в суд: на государство, правительство, Управление гражданской службы, проводившее в отношении вас служебную проверку или на премьера Репше?

В суд подал на решение о моем увольнении, подписанным министром финансов Валдисом Домбровским. Затеянная проверка моей работы — это был детский сад, правительство думает, что все удалось, я меня другая точка зрения.

Вы знаете, что думает правительство, кабинет министров знает, что думаете вы, а известно ли г-ну Сончику, что о нем думают обычные налогоплательщики? Вот один из самых деликатных вопросов к вам из Интернета: "Прочли ли вы хотя бы одну жалобу, которая была вам адресована? Ответили ли вы самостоятельно хоть на одно письмо, или же переложили это важное дело на ваших "глубоко профессиональных" подчиненных?"

Я читал 100% писем, адресованных мне лично. Сам и подписывал ответы на них. Но одному человеку невозможно физически прочесть все документы, приходящие в СГД: ежедневная почта превышала 5 кг.

Вы ушли, а СГД осталась. И ваш взгляд теперь уже со стороны: в каком состоянии ваша бывшая служба?

Активность правительства в отношении Службы госдоходов направлена куда-то не туда. Поверьте, я знаю не только европейский, но и мировой опыт деятельности налоговой и таможенной администраций и уверен — не должны они подчиняться политическим интересам и телодвижениям. И я другой такой страны не знаю, где налоги собираются как у нас, по порядкам, установленным премьером Репше. И относительно международного опыта действуют они с точностью до наоборот. Время покажет, кто прав.

Я посмотрел статистику в заключительный период вашей государственной деятельности: за 9 месяцев прошлого года из теневого сектора экономики было извлечено 24 млн. латов, возбуждено 268 уголовных дел, конфисковано 30 млн. сигарет и 290 т. мяса, бюджет наполнился на 102%. Но вот вопрос, пришедший в ваш адрес по факсу: "Как вы вообще могли собирать налоги, когда 90% предпринимателей платят бандитской, полицейской и чиновничьим "крышам", а половина рабочих, лишенных гражданства, не считают нужным вообще платить налоги этому государству?"

Когда речь идет о налогах, надо быть точным и в цифрах, и в фактах. Поэтому не могу согласиться с тем, что 90% бизнесменов "крышуются". Наоборот, наблюдается тенденция выхода экономики из тени, и тенденция эта быстро развивается. Покинув госслужбу и создав собственную фирму, я заинтересован в том, чтобы она работала с прибылью и не намерен этой прибылью делиться с какими-то "крышами". Ежедневно мне приходится встречаться с десятками руководителей фирм, и теперь совершенно точно знаю: утверждение, будто большинство людей не платят налоги — ошибочно.

Из прямого эфира: "По различным оценкам уровень теневой экономики в Латвии колеблется от 20% до 90%. Каков же он на самом деле? И какой уровень может считаться приемлемым, ведь все налоги никто нигде и никогда собрать не сможет?"

Теневая экономика — явление довольно сложное. Она не состоит только из контрабанды и уклонения от налогов. В различных странах методика определения теневой экономики различна. Опущу детали; при моем вступлении в должность Гендиректора СГД по методикам, принятым для стран-кандидатов в ЕС, уровень теневой экономики в Латвии превышал 30%, перед освобождением меня от должности этот показатель не превышал 20%.

Говорить же о приемлемости какого-то уровня теневой экономики сложно, но если мы в течение ближайших пяти лет доведем его до 15%, это будет не плохо.

Будем честными: не все так уж и сладко было с показателями СГД, когда ею руководил г-н Сончик. По той же статистике пресловутый акцизный налог вы собрали лишь на уровне 94% от запланированного. А по опросу общественного мнения ваше ведомство прочно лидировало среди государственных контор, с которыми предпринимателям трудно было вести дела. И уже теперь, глядя со стороны, скажите, что для вас на вашем посту было самым противным, что более всего мешало наполнению бюджета?

Не скажу, что это было самым противным, но законодательство у нас менялось так быстро, что предприниматели не успевали за этими изменениями следить, отсюда честные бизнесмены ошибались, за ошибки наказывались, а система апелляции по вынесенным наказаниям очень сложна. Думаю, что она должна развиваться в ту сторону, чтобы предприниматель мог защитить свои права ДО судебного разбирательства. Вот если бы у нас были специализированные налоговые или таможенные суды, однако…

И если быть откровенным, очень мешало в работе политическое давление. Возьмем хотя бы дело фирмы Bestsprit. Уникальный случай: сколько раз меня вызывали в Сейм, его комиссии и задавали только один вопрос — почему СГД так плохо относится к этой уважаемой фирме, что ей приходится платить налоги? Я же отвечал, что все проблемы этой фирмы разрешатся просто и в одночасье: заплати налоги — и порядок!

Господа не понимали. Более того, один из депутатов настаивал, что я слечу с должности, если решение суда будет в пользу Bestsprit. Согласен, говорил я ему, но если решение будет в пользу государства, то почему бы вам ни сложить свой депутатский мандат? Депутат в ответ возмутился тому, что я себе позволяю…

И фамилию этого депутата позволите себе назвать?

Почему бы и нет — Фрейманис.

У, вражина! Понятно, что сейчас вам мешают Репше и правительство, понятно, что в ряду "мешальщиков" заметное место занимает г-н Калниньш, подписавший, как глава Управления гражданской службы, заключение о служебной проверки вашей деятельности. А кто кроме депутата Фрейманиса мешал вам выполнять свой служебный долг?

Так называемые следственные комиссии Сейма. Еженедельно я должен был присутствовать на заседаниях нескольких таких комиссий, тратить время, которое должен был отдавать работе. Я не могу назвать ни одной комиссии, которая обществу принесла хоть какую пользу. Да хоть та же комиссия по контрабанде, руководимая г-ном Салказановым — какой результат? Никакого кроме прямого вмешательства в деятельность государственных структур и влияния на принятие решений должностными лицами.

Я понимаю, что можно имитировать политическую активность, но и парламентарии, и правительство тоже должны нести хоть какую-то ответственность за результаты своей работы.

Я согласен с Репше, что налоги собираются у нас катастрофически плохо. Посмотрите, контрабандные спиртик и сигареты продаются на каждом углу. Зачем создавать комиссию по борьбе с коррупцией, если отечественный спирт нельзя купить в магазинах? И, во-вторых, я на день опоздал со сдачей бумажек в фининспекцию и был за это оштрафован на 100 латов. И что, скажете, что ваше бывшее ведомство работает хорошо, помогает развитию малого бизнеса?

То, что на рынке пристают со спиртиком, водочкой, сигаретами, этот вопрос скорее к Министру внутренних дел г-ну Гулбису, который как бы всем показывает, как надо работать. Не буду утверждать, будто СГД под моим руководством работало безупречно, но что точно запишу себе в плюсы, это так называемые залы обслуживания клиентов по всей стране.

И эффективность этой системы проверил, как молодой бизнесмен, на себе. Прошел все этапы, зарегистрировал фирму. Если сравнивать с тем, как работает Регистр предприятий, то в службе госдоходов я дважды потратил всего по 10-15 минут. А если что-то не устраивает, то в том же месте есть прямой доступ к людям, рассматривающим жалобы.

Из Интернета: "Вы пытаетесь создать образ незаменимого обиженного профессионала. И критика сегодняшнего руководства не является ли ответом на обиду, доставленную лично вам?"

Да никто меня не обидел, включая г-на Репше, которому — придет время — самому придется держать ответ за сделанное.

А я бы хотел заступиться за министра Гулбиса. Ведь прежде, чем попасть на рынок спиртик с сигаретками пересекают границу. А это уже была епархия вашего подчиненного, главного таможенника г-на Калвиса Витолиньша, кстати, также отстраненного от должности, впрочем, как и директора Управления акцизных товаров г-на Дзинтарса Яканса. И не свидетельствует ли эта тройная отставка о том, что вы, ребята, все втроем плохо работали?

Это свидетельствует только о том, что мы не соответствовали политическим параметрам партии Jaunais laiks.

Хорошо, возьмем параметры деловые, о чем вопрос из Интернета: "Изменилась ли, по-вашему, реально тенденция со сбором налогов? Или рассказы о том, что после вашего отстранения налогов стало сразу поступать больше — очередные сказки Вождя?"

Давайте сравним доходы трех месяцев этого года с аналогичным периодом прошлого. С каким бы уважением я не относился к своим бывшим коллегам, но ничего фантастического, о чем говорят Репше с Домбровским, почему-то не видно. Единственно прилично выглядит акциз с нефти. Но "благодарить" за это надо нефтяной кризис и войну в Ираке: не было известно, какова будет реальная ситуация с нефтью и нефтепродуктами, поэтому создавались запасы на складах, соответственно увеличивалось и поступление налогов без участия Эйнара Репше и Валдиса Домбровского.

И когда правительство хвастается рекордным поступлением акцизных налогов, логично продолжить, что и происходящее в Ираке — тоже наша заслуга. Конечно, можно декларировать борьбу с зарплатой в конвертах, но этой борьбы еще и для наших внуков хватит.

И все-таки рвется там, где тонко. Такое тонкое место есть и в вашем случае, г-н Сончик. Формальным поводом к вашему увольнению было дело фирмы Dinaz, краткая фабула какового такова. У страхового общества Baltikums с СГД был договор о выплате ею таможенного долга в случае, если Dinaz будет уклоняться от уплаты налогов. И все бы ничего, да, якобы уклоняясь от налогов, Dinaz сменила название на Agalas, а у этой фирмы на счетах денег было — кот наплакал. Baltikums же за Agalas платить отказался, т.к. за эту фирму платить не поручался, суд был на стороне страховщиков, и по данным прокуратуры государство из-за растяпости СГД потеряло 997 177 латов и 10 сантиков. И снял вас Репше за то, что вы отозвали претензию, правильно?

Именно это и внушается общественному мнению. Но суть-то лежит в глубине, а не на поверхности. И суть в том, что было решение суда, которое Сончикс опротестовать не мог, такие полномочия только у прокуратуры. Я не знаю мотивации, по которой прокуратура согласилась с решением суда. Не буду углубляться в детали, но когда в конце июня я буду оспаривать в суде правомочность увольнения меня от должности министром финансов г-ном Домбровским, тогда и приведу достаточно весомые аргументы в свою пользу. А пока — извините — это не в моих интересах.

А в интересах истины — получить подтверждение или опровержение сказанного вами бывшим начальником Управления гражданской службы г-ном А.Калниньшем, подписавшим негативное для вас заключение по служебному расследованию деятельности г-на А.Сончикса. Звоним ему: "Г-н Калниньш, вас вынудил кто-либо подписаться под несоответствием Гендиректора СГД Сончикса занимаемой должности или вы основывались исключительно на материалах дела?"

А. Калниньш: Принуждения не было, было длительное выяснение всех обстоятельств. Мы пришли к выводу, что в связи с решением суда СГД под руководством г-на Сончикса могла обратиться в прокуратуру, в другие инстанции и попытаться вернуть государству этот почти миллион латов.

В свое время вы обмолвились перед журналистами, что Сончикс имеет все шансы выиграть суд против уволивших его, если представит "сенсационные документы". Что вы имели в виду?

А. Калниньш: Не только какие-то бумаги, но и то, что если все обстоятельства будут тщательно проверены адвокатами, юристами, может быть, в заключении по служебной проверке всплывут какая-то ошибка, юридические недоразумения.

Я понимаю, что вы лично служебного расследования не проводили, а лишь подписали подготовленный документ по проверке, которая — сдается мне — стала частью системы по замене высших государственных чиновников в связи со сменой правительства. Наиболее ярко эта система сработала в Минфине, которому подчинены и СГД, и таможенная служба. Но ведь и вы, внедряя эту систему в жизнь, лишились своей высокой должности. И не могли бы теперь, как отставной чиновник, высказать свое мнение об этой системе?

А. Калниньш: Если идет какая-то разовая замена высших чиновников, это не очень-то влияет на саму систему государственной службы. Когда же по различным поводам идет системная замена, то ее надо оценивать как тревожную, так как от этого выиграет лишь частный сектор: люди свой государством оплаченные опыт и знания будут применять уже на пользу не государству, а частному бизнесу. Естественно, наивысшая выгода от этого (усмехается) — у юристов, которые получают дополнительные возможности хорошо заработать на спорах уволенных с государством.

Государственная же служба при этом теряет, потому что я далеко не уверен, что опытных управленцев быстро можно заменить новыми людьми.

Тогда, как вы думаете, могут ли достаточно квалифицированно и профессионально заменить уволенных из Минфина гг. Сончика, Витолиньша и Яканса неопытный новый министр Домбровский и малолетний с точки зрения государственного управления 26-летний новый Гендиректор СГД г-н Кетнерс?

А. Калниньш: Трудно сказать. По всякому бывает, иногда замены — и к лучшему. Больше меня тревожит то, что в конкурсе на замещение должности Гендиректора СГД участвовало всего 4 человека, лучшим среди которых и оказался советник г-на Домбровского г-н Кетнерс.

И теперь службу госдоходов должно тревожить то, что ее бывший Гендиректор и бывший директор ее Управления акцизных товаров создали совместную фирму. Учите народ, как, не нарушая законов, уходить от уплаты налогов, а, г-н Сончикс?

Не только. Это лишь для начала, а далее бизнес расширим.

Что еще раз подтверждает старую добрую поговорку: скажи, что ты охраняешь, и я скажу, что ты имеешь. В вашем случае — приносящие деньги знания, которые государственному управлению не нужны, но каковые ни за какие деньги не купишь.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!