Яниса Залитиса в Латвии знают в основном как сексопатолога — он занимался этими проблемами еще в те времена, когда "секса у нас вообще не было". Его книги об искусстве любви мгновенно продавались. Фильм "Интимность", в котором он снялся вместе с женой Надеждой, смотрели в узком кругу на подпольных ночных сеансах в кинотеатре "Рига".
Последние годы доктор Залитис возглавляет Латвийскую трансологическую ассоциацию. Никаких званий у него нет, но к своему 70-летию он получил подарок из США. Американский биографический институт включил Яниса Залитиса в число "выдающихся умов ХХI столетия за достижения в онкологии, психотерапии и сексопатологии". Сейчас доктор пишет роман о своей необыкновенной судьбе.

Янис Залитис — автор новой системы гипноза, которая помогает успешно лечить не только алкоголизм и наркоманию, но и большинство так называемых психосоматических заболеваний — то есть болезней, которые, как говорят в народе, "от нервов". Даром гипноза обладал его дед, и сам Янис еще в детстве обнаружил у себя гипнотические способности:

– Я чувствовал, когда кто-то из одноклассников хотел в туалет, но боялся отпроситься с урока. Мне было жаль ерзавших на парте "мучеников" — и я мысленно отправлял их в уборную. После этого они вставали и преспокойно шли туда.

Доктору Залитису больше по душе термин "транс": это состояние наряду с бодрствованием и сном он считает естественным для человека: художник погружается в транс, когда пишет картину — кроме мольберта ничего не видит вокруг. Многие открытия совершены во сне, а Пушкин, как известно, иногда по утрам просыпался с "готовым" стихотворением, которое оставалось только записать на бумаге. Во время транса, в который Залитис погружает своих пациентов, они не только расслабляются и отдыхают, но и лечат свои болячки:

– В фильме "Интимность" есть такие кадры: девушки по моей команде ступают по горячим углям. Психика "получила приказ" не обжигаться, и они не только не ощущают боли, но и следов от ожогов нет, — рассказывает доктор. — И те же девушки по моему внушению обжигали ноги на холодных камнях. Это наглядный пример, как психика управляет всеми процессами нашего организма.

Доктор уверяет, что выпускное сочинение в школе о творчестве Пушкина писал в трансе и получил "отлично", хотя после экзамена не мог вспомнить, о чем писал.

Пропуск в мир шаманов

Всю жизнь Янис Залитис хранит клык моржа, полученный им как пропуск в мир шаманов много лет назад. Судьба его семьи драматична. Во время войны фашисты использовали его отца в числе многих "подопытных кроликов": на людях проводили медицинские эксперименты, от которых они погибали. А после войны мать с тремя детьми депортировали в Сибирь — несмотря на то, что она прятала у себя евреев и русских. Янис мечтал стать врачом, но дорога в Томский мединститут была для него закрыта: происхождение у паренька не то, да еще болен туберкулезом. Приговорил его один преподаватель: "Нам мертвяки не нужны!"

– Расстроенный сидел я во дворике Томской филармонии. Рядом присела старушка, я поделился своим горем. Это была доцент Шварц, ученица самого Зигмунда Фрейда. Она почувствовала во мне родственную душу, пригласила с собой на концерт. А потом добилась моего зачисления в мединститут.

Томский мединститут был особым, ориентированным на онкологию и психотерапию по распоряжению "сверху". Здесь готовили универсальных врачей для работы в условиях крайнего Севера: на четвертом курсе они уже делали операции. А на последнем, шестом курсе Янис Залитис с двумя сокурсниками решили поехать к шаманам:

– Дело было летом, как раз на Лиго. Мы долго добирались по Оби, шли по тундре к аборигенам. На поляне горел огромный костер. Белая ночь. Шаман в центре, а вокруг костра его голые соплеменники. Нам велели спрятать фотоаппараты. Мы разделись и втянулись в это действо, в шаманский танец. Некоторые картины этой незабываемой ночи и сейчас ярко стоят перед глазами.

Помнит Янис и красивую помощницу шамана, которой он приглянулся. Утром приятели проснулись исцарапанные и с ощущением, что провели бурную ночь любви… А потом шаман начал прием больных: приезжали раненые, с кровотечением, с аппендицитом. Через два дня они вставали здоровыми:

– Шаман позволил и нам попробовать лечить его пациентов, а так как мы в институте обучались приемам гипноза, то кое-что у нас получилось. На прощание он посвятил нас в шаманы и подарил пропуск на их "съезды", которые проходили на Байкале, — клык моржа. Потом один из нас даже защитил диссертацию по шаманству.

Пистолет украла кошка

С помощью гипноза Янис Залитис не только лечит алкоголиков и наркоманов, но и помогает решать разные проблемы. Как-то обратилась к нему бабулька со своей бедой: спрятала 1000 латов, а куда — напрочь забыла. Под гипнозом старушка вспомнила, что к ней заходила соседка, и добавила загадочную фразу: "Деньги лежат под чем-то зеленым!" Оказалось, соседка спрятала сокровище под картиной с зеленым пейзажем…

– Пришел ко мне владелец пистолета, которому понадобилось продлить разрешение на оружие, а он исчезл. Погрузил его в состояние транса, и мужчина вспомнил, что пистолет… у кошки. Оказалось, дело вот в чем: мурка спрятала своих котят на чердаке так ловко, что никто из домашних не мог их найти; а когда нашли, владелец пистолета решил: оружие надежнее всего хранить именно тут.

Еще в советские времена сильные мира сего, зная о способностях доктора Залитиса, лечились у него — кто от алкоголизма, кто от импотенции. Однажды к доктору пришли с необычной просьбой — пропал уникальный механизм для часов на Привокзальной площади. А вокзал, сами понимаете, объект правительственного значения… Виноватым оказался трясущийся от страха инженер, которого отправили в командировку за злополучным механизмом в Москву. На обратном пути инженер крепко выпил, очнулся в поле под Ригой — ни денег, ни вещей, ни дорогого механизма:

– И тут помог гипноз: инженер вспомнил, как на вокзале в Риге встретил друга, как вместе выпили, как по девочкам пошли… И часовой механизм обнаружили в целости и сохранности у одной из подружек.

Адвокат Чайковского

А сейчас вернемся на скамеечку во дворике Томской филармонии, где юный Янис Залитис повстречал доцента Шварц. Она взяла его на концерт: давали Шестую симфонию Чайковского. С того момента Залитис стал изучать биографию и творчество русского гения:

– Чайковский и его Шестая симфония сыграли в моей судьбе особую роль. Мне было года три, когда я впервые услышал музыку в нашем доме культуры в Рауне — волнующая мелодия любви, борьбы с судьбой… Я был потрясен и напуган, а потом эта музыка часто приходила в мои детские сны. И на том памятном концерте в Томской филармонии я узнал эту симфонию и мощно звучащую тему судьбы — первоначально это произведение композитор и назвал "Судьба"…

Бабушка Яниса Залитиса была русской: красавицу Варвару Дмитриевну его дед привез из России, куда уезжал на заработки. Бабушка обладала изумительным голосом — пела дома и даже в лесу, собирая ягоды да грибы.

– Бабушка и напоется вдоволь, и грибов наберет. А я стою с пустым лукошком как зачарованный… В молодости бабушка служила у Чайковских горничной в Клину. Я слушал ее рассказы — так судьба свела меня с русским гением.

Со временем, уже будучи практикующим сексопатологом, Залитис пришел к выводу: версия о "нетрадиционной сексуальной ориентации" композитора не состоятельна. Доктор придерживался ее и в советские времена, когда эту тема замалчивали, и в нынешние, когда об интимной жизни Чайковского писали все, кому не лень:

– Появилась книги, спектакли, где Чайковский предстает чуть ли не психически больным и гомосексуалистом. Утверждаю как специалист: вся жизнь этого гения — сублимация сексуальной энергии в творчество. Он был с детства одержим музыкой, жил ею, в его в организме происходили те же биологические реакции, что и во время любви.

О правильном восприятии будущим композитором женщины, считает Залитис, свидетельствует и отношение Петра Ильича к матери:

– После трех лет в подсознании ребенка записывается образ матери — идеальной женщины. А мать Петруши была нежной и ласковой, в доме царила атмосфера сердечности, любви между родителями. Все это говорит о его традиционной сексуальной ориентации. Выработке гомосексуальных наклонностей способствуют, как правило, жесткие, властные матери: они записываются в подсознании ребенка как мужчины. Чайковский, считает Залитис, мог быть счастлив в личной жизни с певицей Дезире Арто. Как известно, композитор был влюблен во француженку, дело почти дошло до помолвки. Неудачная женитьба на совершенно чужой ему по духу Антонине Милюковой отвратила Петра Ильича от семейной жизни:

– Чайковский был интровертом, не любил ходить в гости, до 45 лет отказывался дирижировать своими произведениями — в этом смысле он был асексуален. Но преклонение перед женщиной композитор прекрасно выразил во множестве своих по-настоящему чувственных музыкальных шедевров.

Выздоровевших — не предъявлять!

После окончания мединститута Янис Залитис сразу начал работать как онколог. Когда молодой интересный доктор появился в небольшом поселке Смилтене, местные дамы дружно побежали к нему на прием. Собралась большая очередь. Доктор дотошно расспрашивал пациенток, осматривал, как положено, в том числе и на гинекологическом кресле. Это было настолько непривычно, что первые две женщины вышли из кабинета с пылающими щеками. И когда Залитис выглянул в коридор со словами: "Следующая, проходите!" — очередь испарилась.

В архиве доктора сохранились любопытные документы, которые сегодня невозможно читать без смеха. Например, очередное предупреждение на бланке "Министерство здравоохранения Латвийской ССР: "…Вы снова продемонстрировали 18 вылеченных больных с раком прямой кишки и даже выступили с докладом на обществе онкологов, хитро взяв себе соавторов, подставив под удар товарищей. Партбюро КПСС онкологического диспансера напоминает вам об идеологической опасности вашей организации…" Подпись на сем документе неразборчива, а вот печать стоит. И тут же приписка рукой Залитиса: "Читал. Ознакомился. Буду стараться помнить, что лечить больных с запущенным раком прямой кишки не следует, даже если они выздоравливают…"

Сегодня Залитис поддерживает отношения со 168 своими бывшими онкологическими больными из России, Литвы, Латвии:

– Я доказал, что во многих случаях рак можно лечить консервативно, в том числе и с помощью гипноза. Он снимает стресс, вызванный страшным диагнозом, восстанавливает и укрепляет иммунную систему.

Сейчас доктор Залитис увлечен работой с детьми. Ежедневно к нему приходит шесть-семь двоечников, из которых он берется сделать приличных учеников. И действительно, через несколько сеансов психотерапии родители перестают узнавать своих детей: в глазах появляется интерес к учебе, а в дневниках хорошие отметки…

P. S. В Рижской центральной библиотеке (ул. Бривибас, 49/53) 13 мая открывается выставка, посвященная 70-летию Яниса Залитиса, на которой представлены интереснейшие материалы из истории латвийской онкологии, психотерапии и сексопатологии.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!