Вышедшие из тени антинатурализационные настроения всерьез обеспокоили общество. Как расценивают высказывания "народника" Александра Кирштейнса, одержимого идеей затормозить процесс обретения гражданства жителями Латвии, в самой Народной партии? "Телеграф" решил выяснить это у ее председателя Атиса Слактериса.
Вопрос № 1

— Господин Слактерис, хотелось бы узнать ваше мнение по поводу высказанного вашим товарищем по партии Александром Кирштейнсом предложения о приостановке натурализации и проведения аудита прошедших ее. Разделяете ли вы лично и Народная партия в целом эту точку зрения?

— Это очень болезненная тема, и в случае, если с натурализацией есть какие-то проблемы, безусловно, им следует дать оценку. Но никаких специальных решений по этому поводу Народная партия не принимала. Вполне нормально, когда люди, лояльные к Латвии, хотят получить ее гражданство. Не думаю, что работает какой-то принудительный механизм, который заставляет становиться гражданами людей нелояльных. Это добровольный выбор, с одной стороны. С другой же — человек должен подтвердить свою готовность стать гражданином.

— Это само собой разумеется. Но вот Кирштейнс предлагает проверять повторно уже прошедших натурализацию, да и вообще приостановить процесс, а то он, видите ли, идет "стахановскими темпами"…

— Ну так уж не было сказано! Не то чтобы что-то надо запретить… Но тот факт, что Управление натурализации должно придерживаться в своей работе буквы закона, конечно, не вызывает сомнений. И если есть какие-то подозрения, то, определенно, можно деятельность управления оценивать.

— А что, есть какие-то сомнения или подозрения насчет деятельности Управления натурализации?

— У меня никаких сомнений или информации на этот счет нет, об этом надо спрашивать у самого Кирштейнса.

— Все же интересно, какая реакция последовала на слова Кирштейнса, когда он высказался на конгрессе Народной партии? Как все это происходило? Ему аплодировали?

— А вы там были?

— Нет, там были вы, поэтому я вас и спрашиваю.

— Ну что тут сказать… Действительно Кирштейнс — один из наиболее радикальных членов Народной партии, никто в этом и не сомневается. Пока в партии не было никаких дебатов по поводу натурализации, не считая этого высказывания Кирштейнса. Он поднял тему, и мы внимательно будем следить за ее развитием. Если никаких нарушений закона в процессе натурализации допущено не было, то, вероятнее всего, этим все и закончится.

— То есть Народная партия будет присматривать за работой Управления натурализации?

— Да. Но я не думаю, что в повестке дня Народной партии это будет вопрос номер один. Мы отвечаем за очень многие аспекты, и я бы с большим удовольствием рассказал, например, о перспективах бюджета. Это меня гораздо больше интересует.

Доброволец с полномочиями

— Непременно поговорим об этом, но в другой раз. А сейчас лучше расскажите, каким образом вы будете проводить проверку в Управлении натурализации?

— Никакого специального плана пока нет. Допускаю, что любой депутат мог бы следить за развитием ситуации. По-видимому, господин Кирштейнс займется этим особо серьезно, а мы ему доверимся.

— И как это будет выглядеть? Он по собственной инициативе, один, пойдет в Управление натурализации и начнет проверять?

— Ну да, и если обнаружит какие-либо проблемы, то Народная партия их непременно оценит.

— И вы как председатель партии даете добро на то, чтобы Кирштейнс, эдакий доброволец, пошел в это учреждение с ревизией да аудитом?

— Конечно! Надо понимать, что беспокоит граждан Латвии, действительно ли гражданами становятся лояльные к государству люди. На мой взгляд, сегодня самая большая проблема в нашем государстве — что за последний год общество еще более выраженно разделилось на латышскоговорящую и русскоговорящую его части. Безусловно, и среди второй категории есть лояльные к государству люди, но они в недостаточной мере вовлекаются в происходящие процессы, и, на мой взгляд, двустороннее недоверие возросло. Вполне естественно, что в Латвии государственный язык — латышский, так было и так будет. Равно как в России — русский. И как мы справимся с наследием прошлого, огромным числом неграждан в стране, доставшихся нам в наследство со времен оккупации — это, с точки зрения Народной партии, очень важная политическая проблема и объект внутрипартийных дебатов. А все заметили только поверхностное проявление… Но Кирштейнс действительно относится к ярчайшим представителям правого фланга нашей партии. На самом деле Народная партия заинтересована в том, чтобы все граждане, независимо от национальности, от того, какой язык для них родной, были лояльны к государству. И вы прекрасно знаете, что в этой стране никого не дискриминируют за то, что его родной язык русский, или за то, что он литовец или белорус. Но есть различия по линии гражданства. Поэтому надо заботиться, чтобы гражданами становились лояльные к государству люди.

Публикуется в сокращении. Полная версия интервью

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!