"Отказ от собственного производства в пользу "примитивной" торговли — это чудовищная ошибка Латвии!" — говорит "железная леди" главной партии власти "Новое время" Байба Бригмане. Она собирается сделать все от нее зависящее, чтобы наша страна возродила свое производство, ведь, уверена г–жа Бригмане, только в этом случае мы сможем выдержать конкуренцию в Евросоюзе.
В партии Репше ее считают самым прогрессивным экономистом и финансистом, фактически г–жа Бригмане — один из самых влиятельных политиков в "Новом времени". Не зря ее прочат на пост мэра Риги.

— Г–жа Бригмане, только что Сейм принял бюджет–2004. Увы, не все обещания в социальной сфере удалось выполнить. На ваш взгляд, когда же можно ожидать кардинального улучшения социальной ситуации в стране, роста уровня жизни?

— Конечно, нам всем хотелось бы, чтобы резко возросли пенсии, пособия, зарплаты бюджетников. Но чудес не бывает, нельзя в одночасье решить все социальные проблемы, особенно учитывая, что они не решались годами! Наши предшественники во власти вообще не думали о целых категориях населения. Учитывая эту ситуацию, считаю, что "Новое время" сумело сделать за короткое время очень много. Судите сами. В начале этого года мы подняли минимальную зарплату до 70 латов, а теперь уже до 80. Впервые индексация пенсий достигла суммы более двух латов. При предыдущих правительствах индексация составляла… 18–20 сантимов.

Кроме того, мы впервые взялись за увеличение минимальных детских пособий и минимальных пенсий. С 1 января пенсии в размере 35–36 латов повысятся на 6–7 латов. Это все–таки деньги!

Можете мне поверить: если удастся в следующем году увеличить доходы в бюджет, то львиная доля этих дополнительных средств опять–таки будет направлена в социальную сферу.

Напомню, что именно это правительство кардинально увеличило зарплаты полицейским, пожарным, медикам. Наши предшественники во власти до этого только обещали, а мы сделали.

Но, пользуясь случаем, хочу подчеркнуть: рост уровня благосостояния зависит от каждого из нас. Почему один работодатель платит социальный налог за своих работников, а другой считает, что можно и не платить? И сами работники, за которых не платят налоги, молчат. Молчат и знакомые этого нерадивого предпринимателя. Но ведь таким образом работодатель–неплательщик не только обкрадывает государство, не только обкрадывает своих работников, он еще и ударяет по тысячам фирм, которые честно платят налоги. Ведь он таким вот образом искусственно повышает свою конкурентоспособность. Поэтому призываю всех быть сознательными и понять: как мы будем платить налоги, так и будем жить.

Постепенно все–таки ситуация с уплатой налогов улучшается. Мы делаем для этого все, что в наших силах. И вот вам конкретный пример: в октябре сего года собираемость акцизного налога на нефтепродукты увеличилась в сравнении с октябрем прошлого года на 62%! Что, мы стали больше заливать в машины бензина? Или резко возрос экспорт горючего? Нет, конечно! Просто лучше стали работать наши фискальные службы, да и предприниматели поняли, что шутить с государством больше не стоит — себе дороже.

Эти дополнительные средства и пошли на социальные нужды. Я всех призываю проявлять гражданскую ответственность и социальную солидарность. Только тогда мы будем жить лучше. Кстати, сейчас поднялся шум из–за введения 9–процентного НДС на медикаменты. Вы знаете, эти 9% — ерунда по сравнению с тем, что уже происходит сейчас, до введения НДС. Вот вчера своему ребенку покупала лекарство. Так те таблетки, которые в этой же аптеке неделю назад стоили 2,42 лата, теперь уже стоят 2,98! Аптеки делают что хотят, поскольку создалась аптечная монополия.

У нас вообще во многих отраслях нет никакой честной конкуренции и не может быть, пока существует монопольное положение! Вот с чем нужно бороться, а не разводить месячные дискуссии на тему: какой же установить НДС — 5 или 9%!

— Если уж вы заговорили о налоге, то как вы относитесь к идее ввести так называемый налог на бездетность?

— В советское время такой налог был, и вы знаете, что это оказывало влияние на демографическую ситуацию. Хотя сегодня, может быть, одного налога на бездетность все–таки мало. Нужен целый комплекс мер по выходу из демографического кризиса. Точнее я бы сказала, что у нас уже не кризис, мы стоим на грани демографической катастрофы. Ведь если людям моего поколения еще будет кому платить пенсии, то сегодняшние 30–летние рискуют, когда выйдут на пенсию, остаться без пенсий. В стране просто не будет работающих! Поэтому есть только два варианта — или рожать самим, или… быть готовыми к завозу работников из стран третьего мира.

"Новое время" все–таки хочет, чтобы жители Латвии начали думать о своем потомстве. Поэтому мы хотим в 2005 году в бюджете предусмотреть средства на так называемое пособие мамочки, когда один из супругов при рождении ребенка целый год получает пособие в размере своей месячной зарплаты! Также нужно думать и о том, чтобы не только строить новые детские сады, но и чтобы государство оплачивало молодым родителям услуги нянечки. В этом случае мама ребенка сможет пойти на работу — таким образом, и ребенку будет хорошо, и родителям, и государству, ведь мама ребенка, работая, будет платить налоги. Правда, я считаю, что также государство должно подумать и о том, чтобы дать налоговые льготы всем молодым родителям.

Когда все эти меры будут введены (большие пособия, налоговые льготы), тогда можно подумать и о налоге на бездетность. Молодые семьи, не имеющие детей, вполне смогут этот налог заплатить, зная, что эти деньги пойдут семьям с детьми и им самим, если они решат родить ребенка.

Но у этой демографической проблемы есть не только материальная сторона, но и психологическая. Посмотрите на сегодняшнюю ситуацию в Латвии: женщины озабочены только карьерой и до 30–35 вообще не думают о детях, о семье. Когда же они спохватываются, то уже бывает поздно. Ведь не все могут зачать ребенка в 40 лет.

В Латвии нужно добиться такой ситуации, когда иметь в семье двух–трех детей престижно. И эта задача уже не только для финансистов, не только для политиков.

— Г–жа Бригмане, ваша партия "Новое время" уже начала думать над тем, кто станет ее "локомотивом" на предстоящих выборах в Рижскую думу. Вы один из главных претендентов на эту роль, а значит, реальный кандидат на пост мэра Риги. Как вы к этому относитесь, готовы ли сменить сеймовское кресло на мэрское?

— Честно говоря, это было бы большой ошибкой для любой партии — называть своего кандидата в мэры столицы за полтора года до выборов! Это значит привлечь к этому человеку внимание прессы, он постоянно будет находиться под психологическим прессингом. Поэтому пока говорить о моем личном участии в борьбе за пост мэра Риги преждевременно. Но ясно одно: "Новое время", конечно же, будет участвовать в выборах в Рижскую думу. Мы не скрываем, что нас очень многое не устраивает в деятельности нынешнего руководства рижского муниципалитета. Мы хотим навести порядок не только на госуровне, но, разумеется, и на уровне регионов.

— Вы выступаете за возрождение промышленности. Но ведь все последние годы считалось, что промышленность Латвии не нужна, наше производство априори неконкурентоспособно.

— Считаю, что такой подход — Латвии не нужно свое производство, — это чудовищная ошибка! Как мы вообще сможем выжить в Евросоюзе, если сами ничего не будем производить? У нас ведь нет никаких полезных ископаемых, а на одной, извините, примитивной торговле не проживешь. Особенно сейчас, в условиях глобализации и высоких технологий. Поэтому если мы хотим занять в ЕС достойное место, занять свою нишу, то нам необходимо развивать свое производство. Но, конечно, речь идет не об изготовлении шурупов, а об инновационных технологиях. Мы должны использовать свой интеллектуальный ресурс — наше единственное богатство. Я все время работала с молодежью и знаю, что мозги у нас в стране очень хорошие, нужно просто найти им правильное применение. Нет, я не против сферы услуг. Но тогда это должны быть услуги финансовые, компьютерные. То есть то, что сейчас конкурентоспособно.

— Г–жа Бригмане, "Новое время" продолжает лидировать в рейтинге партий. В чем же причина стабильной популярности партии? Когда проводятся опросы, то люди в качестве основной причины называют борьбу с коррупцией. А вы какие достижения назвали бы?

— Я все–таки считаю, что самое главное — мы начали решать те проблемы, за которые до нас вообще никто не брался. Помните, у Народной партии была такая цель: добиться, чтобы каждая семья могла вырастить и дать образование трем детям. И что же? Дальше этой декларации дело не двинулось. Мы же начали заниматься демографической ситуацией конкретно. Мы начали решать социальные проблемы. Это все люди видят. И еще они видят, что к власти пришли политики, которые, наконец, думают не только о своем кармане, но и о государстве, о простых жителях. Я, во всяком случае, вижу, что мои коллеги действительно хотят сделать жизнь в стране лучше. Хочется верить, что нам удастся.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!