В первый понедельник 2005 года гостем программы "Обсуждению подлежит!" был министр по делам семьи и детей, член правления Первой партии Айнарс Баштикс. Обсуждались следующие темы: Как улучшить демографическую ситуацию в Латвии? Могут ли государственные и муниципальные учреждения содействовать увеличению рождаемости? А также вопросы христианства, нравственных ценностей и образования.
В очередь — за ребенком

Символично, что в первой передаче в Новом году мы говорим о детях, поскольку зимние праздники неразрывно связаны с детством. Деды морозы, елочные игрушки, подарки…

- Все воспоминания, которые связаны с детством обычно хорошие. Я очень хорошо помню свои чувства в ожидании Нового года. Здорово было. Да и сейчас неплохо, когда мы, взрослые, отмечаем эти праздники — Рождество и Новый год в кругу своих близких и друзей. И своих детей, конечно, для которых готовим сюрпризы, как когда-то их делали для нас наши родители.

Несмотря на то, что сегодня хотелось бы говорить только о хорошем, мы не сможем уйти от проблемных тем. Многие дети не смогли встретить Новый год вместе с папами и мамами. Хотя сейчас реализуется программа "Помоги ребенку вырасти".

- Эта программа было одной из важнейших целей, для достижения которых создавалось министерство по делам семьи и детей. У нас до сих пор очень много сирот. Официальная статистика говорит, что таковых всего 3% от общего количества детей. Хотя если мы прибавим сюда воспитанников школ-интернатов и детских домов, то выясним, что вне семей живет около 10 тысяч детей. Раньше считалось, что ребенку достаточно кровати, одежды и еды — если государство могло дать ему все это, то все думали, что, мол, малыш нормально обеспечен. Сейчас мы понимаем: моральная и духовная поддержка ребенка гораздо важнее предоставления ему материальной помощи. Общение с мамой и папой дает ему импульсы для гармоничного развития.

Поэтому мы и начали, не побоюсь этого слова, исторический переход от детских домов на семейное обеспечение. В Латвии на сегодня существует несколько форм для детей, которые не могут расти в своих биологических семьях. Это опекунство, приемные семьи и адаптация. В прошлом , 2004 году, последние два направления развивались довольно успешно.

Изменилась ли тенденция, когда дети из латвийских детских домов в основном отправлялись жить в семьи, живущие за границей?

- До прошлого года соотношение выглядело следующим образом: в зарубежных семьях адаптировалось примерно в четыре раза больше детей, чем в местных. В этом году за рубежом адаптировали 120 детей, в Латвии — 65. К тому же в конце года образовалась небольшая очередь: три семьи ждут свободных детей в возрасте до 1,5 лет. Похоже, что скоро у нас, как и на Западе, не будет не занятых ребятишек. Ребенок, если можно так выразится, обретет свою реальную ценность. Конечно, есть еще более 900 сирот в возрасте от 7 до 18 лет, но, как правило, семья хочет адаптировать малыша.

Звонок в студию. Мы с мужем очень хотим иметь ребенка, но это возможно только путем искусственного оплодотворения. Операция — очень дорогая. Таких больших денег мы не имеем. Может ли нам помочь государство финансово, тем более, что мы желаем в том числе улучшить и демографическую ситуацию в стране?

- Я вижу два решения. Вы можете усыновить или удочерить ребенка. Второй вариант — копить деньги. В прошлом году мы разработали стратегический документ "Государственная семейная политика на 10 лет", где предусматривалось, что в таких случаях, как ваш, расходы покрывались из госбюджета. Однако министерство здравоохранения отклонило это предложение. К сожалению. В то же время, если речь идет о деньгах, вернее об их отсутствии, то может быть следует обратится к нам и адаптировать малыша. Потому что, когда процесс усыновления завершен, мы выплачиваем одноразовое пособие в размере 1 тыс. латов, помогая таким образом семье и малышу начать новую жизнь.

А как, кстати, с такими случаями обстоят дела в Европе?

- Такие операции везде стоят денег. Есть страны, где существует более гибкий подход к решению этой проблемы, а в некоторых желающим приходится платить самим. То есть единой политики нет.

Вопросы христианства

Звонок в студию. Принципы Первой партии — в заботе о детях, в сохранении семейных ценностей, в содействовании оздоровлению народа, а также в духовном развитии общества. Между тем, вы, заявляя о том, что молодежь не должна употреблять реальные наркотики, предлагаете им взамен духовный наркотик. Я имею в виду то, что некоторые из членов вашей партии были замечены при посещении тоталитарной секты "Новое поколение". Не возникнет ли вновь проблема, когда проповедники из сект заберутся в школы и будут программировать там наших детей?

- Меня и моих коллег, занимающихся политикой, приглашают разные организации. В том числе и религиозные. Да, я посещал несколько конференций, которые проводились в "Новом поколении". Но также я посещал католическую, православную, лютеранскую, адвентистскую церкви. Если меня приглашают в церковь и у меня есть такая возможность, я стараюсь принимать эти приглашения. Везде я говорю на те же темы, что и сегодня с вами — призываю поддерживать детей. Не обязательно усыновлять малыша, хотя бы просто стать другом детского дома. Что касается "духовного наркотика", то это очень сложный вопрос…

Вы имеете в виду, что лучше — наркотик реальный иди духовный?

- Почти 15 лет Латвия независима и до сих пор многим неясно на какой платформе будет расти новое поколение наших людей. Не церкви с таким названием, а людей, которые будут жить здесь в дальнейшем. Если посмотреть, что помогает расти, развиваться нашим детям, то, скажем откровенно: это телевизор, интернет и улица. А ведь ценности как раз и определяют наш выбор. И если они, эти ценности, основаны только на мнении, скажем улицы или телевизионных программ, то новому поколению людей трудно сделать хороший, правильный выбор. Поэтому увеличивается количество наркоманов, алкоголиков, вообще растет депрессия в обществе. Первая партия выступила с предложением о том, чтобы в школах преподавалось христианское учение — не принадлежащее к определенным конфессиям, а экуменистическое, то есть межконфессиональное. Речь ведь идет о воспитании тех принципов, на которых может быть построена система ценностей, помогающая сделать тот самый правильный выбор. Между прочим, в школу попасть не просто — учитель должен получить специальный сертификат от духовных лидеров — кардинала, митрополита или арихиепископа.

Говоря же о "Новом поколении", то, наверное, как и любое новое религиозное движение, эта церковь, поначалу ведет себя весьма, скажем так, энергично, поскольку желает заявить себя. Но со временем обычно все налаживается. К то муже мне известно, что некоторые прихожане, бывшие наркоманами и алкоголиками освобождались от своих недугов. Думаю, это неплохо.

Если говорить о преподавании христианства в школе, то по какому принципу должна отбираться конфессия, представитель которой будет учить детей. Мы знаем, например, что в России с этим имеются определенные сложности, поскольку там есть представители разных религий. У нас могут возникнуть трудности другого рода, поскольку в одном классе могут присутствовать и православные, и католики, и лютеране…

- Программа разработана министерством образования и она не предполагает принадлежности учителя к определенной конфессии. Главное, чтобы руководители официальных конфессий разрешили конкретному человеку учить детей и этот человек имел бы право на преподавательскую деятельность.

"Рождаемость наконец-то начала расти"

Вот наши слушатели говорят о возможностях улучшения демографической ситуации. А какова она сейчас в Латвии?

- В последние два-три года ситуация понемногу улучшается. Самое лучшее положение было в 89-90 годах, когда рождалось более 40 000 малышей в год. В свою очередь такой демографической катастрофы, какая существовала в Латвии в последние 13 лет, не было никогда, даже в послевоенное время. Рождаемость сократилась более чем в два раза, в каком-то году в середине 90-х родилось всего около 18 тысяч детей. В прошлом году, к счастью, тенденция начала улучшаться — появилось на свет более 21 тысячи детей. Кто-то может подумать: меньше людей, меньше проблем. Но это, конечно, не так. Так как лет через 10-15 рынок рабочей силы сократится более чем в два раза. И эта проблема актуальна не только для нас, но и для других стран Европы, а также России.

Не согласен с вами на счет сокращения рынка рабочей силы. Потому что он наоборот может вырасти за счет притока иностранцев, которые к тому же будут трудиться по более привлекательным ценам.

- Но тут возникают другие проблемы — посмотрите на ситуацию с турками в Германии… Если у нас не будет достаточного количества своей рабочей силы, то очень остро поднимутся многие социальные проблемы, решение которых может быть обеспечено только налогами. Это пенсии, пособия, да и вообще вся социальная система. Мы можем много говорить о том, как улучшить демографическую ситуацию, но на самом деле понятно, что сделать это не так просто. Причем, не все зависит только от денег, хотя пособия увеличиваются. Ведь важнейшим фактором является уход за ребенком. А как вы знаете с этим могут возникнуть трудности. Особенно в Риге, где существует явный недостаток детских садиков.

Уверен, что в столице от этой проблемы страдает большое количество семей. Поскольку мамы вместо того, чтобы идти на работу, вынуждены сидеть дома с детьми. И от этого никому не легче.

- Эту проблему будут решать ближайшие муниципальные выборы. Потому что всем партиям задастся вопрос: сколько детских садиков появится. И они должны дать на этот вопрос конкретный ответ. Ведь детские сады — это сфера местной власти. Наше министерство в прошлом году открыло шесть центров, где дети могут содержаться временно. Там мамы или папы могут бесплатно оставить своих ребятишек и отправится по своим делам. В этом году откроем еще около десяти таких центров. Но они, естественно, проблему не решат. По официальной статистике в Риге примерно 2 тысячи детей стоят в очередях на места в садах.

Это официальные данные. А сколько еще детей даже не становится в очереди?

- Да, говорят, что ребенок должен стать в очередь сразу после зачатия. А ведь мы прогнозируем увеличение количества новорожденных. Так что к решению вопроса с детскими садиками нужно отнестись со всей серьезностью.

Звонок в студию. Как вы относитесь к экуменизму?

- У каждой религии есть свои акценты. Думаю, что бог, немного улыбается, глядя на нас — на то как церкви пытаются доказать, что он к ним ближе. Считаю, что христианам важно быть едиными. Христианство — религия любви, Христос говорил, что он пришел не для осуждения, а для помощи людям. Поэтому христианам нужно следовать принципу любви, а не борьбы между собой. В Латвии в этом смысле сложилась уникальная ситуация — мирно уживаются православные, старообрядцы, католики, лютеране, баптисты. Даже на государственном ТВ в христианских программах существует принцип ротации — если сегодня, скажем, в них участвует католический священник, то в следующий раз — православный и т. д.

О семье

Скажите, а не нивелировалась ли сегодня ценность семьи как института?

- В чем-то вы правы. Даже когда я участвую в каких-то международных конференциях и произношу слово семья, то должен конкретизировать, что оно означает. Полагаю, что старший институт общества — семья, находится в определенном кризисе.

Все больше разводов?

- Ну нет. В последние два года количество разводов сократилось, а браков — увеличилось.

То есть имеется повод для оптимизма?

- Это, конечно, радует. На Западе ведь распадается все больше браков. Если трезво, без эмоций оценить факторы связанные как с полноценными семьями, так и с теми, где ребенка воспитывает только один родитель или даже где вместе живут незарегистрированные люди, то можно сделать выводы: неполноценные семьи больше подвержены депрессиям, там хуже обстоят дела со здоровьем. В свою очередь в браке эти показатели — положительные. Для малыша же брак это вообще важнейшее обстоятельство.

Звонок в студию. Почему на государственных радио и ТВ так мало христианских программ, ведь они могли бы повысить уровень нравственности в обществе?

- Согласен, их действительно мало. А если бы таких программ было больше, то часть общества стала бы возмущаться от того, что ее "агитируют в христианство"… У нас в стране демократия. Хотя все же передачи христианского содержания есть. Вместе с тем, уровень нравственности — это важнейший вопрос. Почему мало рождается детей? Потому что многие больше думают о материальный ценностях, а денег, как известно, никогда не бывает много. И в стремлении заработать все больше и больше, люди перестают думать о других вещах, в первую очередь — о детях. Но это состязание, у которого нет финиша. Вопрос в ценностях — чего ты хочешь.

Государство пытается частично обеспечить финансовую сторону дела — пособия увеличены.

Да, в первый год материнское пособие составит 70% от зарплаты (то есть примерно столько же, сколько мамочка получала на руки). Однако мы не можем издать норматив, согласно которому все должны рожать детей. Этот выбор нужно сделать каждому человеку самостоятельно.

Ваш прогноз относительно того, сколько детей будет рождаться в Латвии лет через десять?

- Я не пророк. Но надеюсь, что через 10 лет мы сможем достигнуть тех показателей, которые существовали в 89-90 годах. Если государство будет развиваться такими же темпами, которые взяты сейчас и так же поддерживать семейную политику, то мы сможем многого достичь. По сравнению со некоторыми странами Европы, свободного места у нас в Латвии много. Почему бы не рождаться детям?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!