Фокстерьер из детства

— Когда мне было года три-четыре, — вспоминает Гундар Боярс, — у нас был фокстерьер. Как-то раз мы пошли в магазин и меня оставили на улице вместе с собачкой. Ее прямо у меня из рук выхватили и унесли. Такая вот грустная история… Сразу после этого мы завели западно-сибирскую лайку. Этот красавец светло- бежевого окраса прожил с нами долго. Дважды Джима у нас крали. Первый раз его не было примерно год, и за это время мы успели взять восточно-сибирскую лайку по имени Джуна. Когда ей было месяца четыре, нашелся Джим. Сами понимаете, двух таких больших собак держать в квартире совершенно невозможно! И Джину мы отдали знакомым. А через полгода Джима снова украли, на этот раз окончательно. После чего в моей жизни настал довольно длительный "бессобачный" период. Разумеется, долго так продолжаться не могло!

Четвероногая няня

Чита прожила с нами дольше всех. Эту западносибирскую лайку — заручившись нашим согласием, конечно, — друзья вручили нам с Даце на свадьбу. Она была полноправным членом семьи и фактически вырастила наших двоих сыновей, нянькой была просто отличной! А как мы с ней охотились!.. Чита была красавицей волчьего окраса, поэтому у нее был специальный ярко-оранжевый люминесцентный ошейник для охоты, чтоб с волком не спутали. Ходить с Читой можно было на любую дичь, она была универсальной собакой. Травм у нее было много охотничьих — и кабан ее дважды рвал, и охотник невежественный как-то раз умудрился подстрелить, несмотря на ошейник… Так что Чита была вся в шрамах, как заслуженный ветеран. Последние два года я уже старушку в лес не брал, все же и возраст, и травмы сказывались. И что интересно — как только перестал ее брать с собой, сразу ногу сломал! Значит, все травмы мои охотничьи она на себя принимала, как хороший талисман.

Прожила она с нами двенадцать с половиной лет и умерла чуть больше года назад. Сказать, что семья переживала — значит ничего не сказать. Плакали, вспоминали любимицу нашу. В общем, продержались два месяца и поняли, что без пса наша семья себя просто не мыслит.

Любовь с первого взгляда

И опять взяли щенка лайковского типа, на этот раз большую японскую собаку. Брали из словацкого питомника — удачно получилось, как раз поездка в Прагу была и его туда привезли из Словакии. Жена поехала со мной, так что мы вместе малыша первый раз увидели. Это было что-то фантастическое!..

Вообще-то на этих собак очередь, когда мы стали наводить справки и нашли питомник, то сначала нам сказали, что все щенки расписаны чуть ли не на два года вперед. Но когда узнали, что я охотник, то предложили любого на выбор, порода-то охотничья. Владелица питомника отслеживает, к кому ее питомцы попадают, а охотники к ней до меня не обращались. А для заводчика очень важно, что собаку используют по назначению, это повышает ценность собак, помогает узнать их рабочие качества.

Приехали мы домой в начале марта, и как раз Силвия Дреймане (тогда — депутат Сейма, сейчас советник депутата Ингриды Удре. — Л.М.) нас на именины пригласила. Оставить двухмесячного малыша дома в одиночестве было невозможно, пришлось идти в гости вместе с ним. Силвия отнеслась с пониманием, сама ведь собачница. И потом шутила, что ее именины превратились в чествование нашего красавца — внимание было только на него обращено, все в него просто сразу влюбились!

Вулкан по имени Асо

"Официальное" имя у парня сложное и длинное, японцы у него в роду всякие, самураи… Долго думали, как его назвать — и чтобы по-японски звучало, и чтобы позвать нормально можно было. А на одном из японских островов есть вулкан со снежной вершиной. Вот мы малыша и назвали Асо — он ведь снежно-белый. И характер у Асо вулканический, всплески радости у него совершенно фантастические! Когда домой иду, звоню жене, чтоб заперли парня в кабинете, если до его приветственных объятий не успею переодеться, то весь буду в белой шерсти. Он кидается, обхватывает передними лапами, и весь этот бурный восторг продолжается минут пять.

Сейчас ему год и три месяца, с ним занимается профессиональный дрессировщик, первые навыки Асо уже получил. Лайки вообще трудно дрессуре поддаются, собаки своенравные, но ведь на выставках Асо должен вести себя прилично! Первую выставку нам пришлось пропустить, он линять как раз начал и выглядел кошмарно. А на последней, в середине марта, красавец наш пять медалей получил — и как лучший в породе, и как лучший юниор (награды своего любимца г-н Боярс перечисляет с нескрываемой гордостью. — Л.М. ). На охоте уже с ним были, отличный парень — прирожденный охотник! Задатки великолепные, очень перспективный мальчик. Навыки у него природные, конечно, для их развития надо просто ходить с ним в лес. Выносливый, собаки обычно к вечеру устают, а этот еще резвился, в снегу валялся.

Место в "стае" Боярсов

Есть преданные собаки, которые смотрят хозяину в глаза и жаждут выполнить любой его каприз. Асо строит свои отношения с окружающими на основе уважения и предан из уважения, а не по принуждению. Гордый пес. У него выражено чувство семьи, "стаи", если можно так выразиться. Детей очень любит, присматривает за ними — это ведь младшие члены "стаи"! Когда сыновья начинают возню, Асо их разнимает, не любит он споров и выяснения отношений. Причем обычно принимает сторону младшего, как самого слабого. Но любит всю семью, никого особо не выделяя. Он как-то очень тактично и естественно занял свое место в семье.

Какого-то специального уголка в доме у него нет, все время старается быть поближе к нам. Спать ложится обычно возле спальни или около детской комнаты. А лежит он очень забавно — задние лапы вытягивает и становится похожим на пушистый белый коврик! На диванах-креслах не валяется, даже особо учить не пришлось, как-то сразу понял, что нельзя. Со стола таскать пытался, но мы его быстро от этого отвадили. Впрочем, когда мы сидим за столом, он всем своим видом показывает, что тоже не отказался бы, но просить ему гордость не позволяет. Сухие собачьи корма не любит и в чистом виде не ест категорически, поэтому перемешиваем с нормальной едой. Охотничьи трофеи уважает, ест так, что за ушами трещит! А еще он лакомка и сладкоежка. Чита ела яблоки, клубнику, даже чернику собирала, Асо к этому равнодушен, зато обожает сушеные ананасы. Мы часто разные сушеные фрукты покупаем вместо конфет, и вот тут парень не выдерживает и начинает просить кусочек!..


  • Японцы добились, что название "акита-ину" носят типич- ные собаки Страны восходящего солнца. А тех акит, что распространились в разных странах мира, следует называть "большой японской собакой". Такое разделение подчеркивает, что акита-ину — чистопородная японская собака, а большая японская — порода, сложившаяся на основе японского акиты, но с долей крови других, неяпонских собак. ("Это как название "шампанское" для французов", — провел понятную всем параллель г-н Боярс.)
  • Акиты — собаки древние, северные лайки их очень близкие родственники. Японцы с ними ходили на крупного зверя — медведя, кабана, оленя. Их даже как бойцовых собак использовали, эти псы не терпят чьего-то превосходства, хотя это не типичная бойцовая собака. А одно время порода даже была привилегией императорского двора.
Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!