Несчастный ИТР советской поры: низкооплачиваемый, травящий анекдоты в курилке, работающий на двух-трех работах — в ущерб основной!
Неудивительно, что с наступлением новых времен абитуриенты массово рванули на специальности, которые они считали перспективными, денежными и новыми — в менеджеры, экономисты, юристы, психологи… Но прошло время, и латвийский рынок труда, похоже, этими специалистами вполне насытился. Все больше у нас молодых безработных с такими дипломами. Об этом говорят данные совместного исследования Государственной службы занятости (ГСЗ) и Министерства образования и науки ЛР.

Фирмач не нужен

"Скрипач не нужен", — так звучала сакраментальная фраза в одном из фильмов Данелии. В наши же дни не нужен отнюдь не скрипач, а будущий фирмач, точнее — менеджер. О том, по крайней мере, свидетельствуют цифры ГСЗ за прошлый год. Процент безработных выпускников этой специальности в 2004 г. был одним из самых высоких в списке профессий. Из окончивших Рижский колледж предпринимательства работу не нашли 5,8 процента, Высшую школу экономики и культуры — 3, бизнес-институт RIMPAK Livonija — 2,9 процента выпускников.

"Удельный вес безработных в среде выпускников 2004 года сам по себе не является критическим, но вызывает беспокойство факт, что у него есть тенденция к росту" — отметил для "МК" генеральный секретарь Совета ректоров (СР) профессор Андрейс Раухваргерс. И это так — цифры говорят сами за себя: если в 2001 году работу по специальности не могли найти 0,8 процента окончивших вузы (171 человек), то в 2004-м их было уже 1,3 процента (287).

Кто же еще рискует пополнить ряды интеллигентов-неудачников смолоду? Явное перепроизводство наблюдается также среди юристов, психологов и учителей. Будущим педагогам еще следует учитывать и то, что нынешняя демографическая ситуация в стране складывается не в их пользу — детей рождается все меньше. В Высшей школе психологии число замеченных статистикой выпускников-безработных составило все 4 процента, в Русско-балтийском институте — 2,5 — тоже немало. Лиепайская педагогическая академия — 1,9 процента. И надо ведь еще учитывать безработицу незарегистрированную, скрытую!

Спрос рождает предложение

Кто же, какая профессия сейчас на пике востребованности? Нулевая безработица отмечена только в Морской академии, Институте аэронавигации, Рижской высшей школе экономики и Рижской юридической высшей школе (два последних элитарных вуза — особый, отдельный случай), а также в Академии художеств (художник, по определению, есть лицо свободной профессии) и в Христианской академии.

Низки цифры не нашедших работы среди выпускников Академии полиции (0,3 процента), медицинского университета Страдыня (0,6) и Института транспорта и связи (0,7). Скрипач все-таки нужен — без работы сидят всего 0,8 процента питомцев Музыкальной академии им. Я. Витолса. Не так уж плохо обстоят дела и в том же РТУ — в течение двух месяцев не могли найти работу 1,3 процента обладателей его дипломов.

По словам А. Раухвагерса, Совет ректоров будет обсуждать и анализировать рост безработицы среди выпускников вузов. В то же время, отметил профессор, рынок есть рынок, 76 процентов студентов учится сейчас за деньги, а спрос рождает предложение. И если в стране много желающих выучится на управленца, юриста или экономиста — почему бы и нет? Дальнейшее — их проблемы.

В последние годы среди выпускников школ наметился явный поворот в сторону естественных наук и инженерных специальностей. В то же время, как отмечает профессор Раухвагерс, проанализировавший цифры безработицы у дипломированных специалистов прошлого года выпуска, относительно велика она и среди молодых латвийских инженеров. По словам генерального секретаря СР, этот феномен следует исследовать отдельно, ведь без пополнения инженерного корпуса свежими кадрами чреват застоем для растущей латвийской экономики.

Со своей стороны рискнем предположить, что наша со скрипом возрождаемая индустрия просто не поспевает за розовыми планами планировщиков от образования — реальных, крупных, наукоемких производств в Латвии пока раз-два и обчелся. Опыта молодым технологам набраться негде.

И все же — инженеры!

"МК" запросил у Государственной службы занятости данные, какие профессии, требующие высшего образования, были наиболее востребованы работодателем в 2004 году. В ГЗС сообщили, что на первом месте стояли вакансии "посредников, маклеров" — думается, вам не надо объяснять, что это такое — таковых требовалось 865. На втором — учителя — предлагалось 584 места (данные касаются всей республики — и не все молодые педагоги, видимо, хотят начинать карьеру учителя на селе). А вот на третьем — инженеры-технологи (561)! Из них, по отдельным специальностям, на первом месте, что предсказуемо — "пищевка" — технологи пищевого производства — их запросили 154, на втором — инженеры-механики по судоремонту (52), третьем — программисты с высшим образованием (51). Также пользовались популярностью энергетики и электронщики — 44, технологи швейного производства — 36, строители — 26, химики-технологи — 25, архитекторы — 20 вакансий.

Значит, делаем вывод, именно в этих направлениях развивается производственный сектор Латвии: в фаворе пищевая и легкая промышленность, судоремонт, строительство и химия. А вот амбициозно заявленные (и нереализованные) бизнес-планы в сфере транспортного машиностроения и автопрома, по всей вероятности, относятся больше к области виртуального полит-PR, чем к реальной экономике. Реальных рабочих мест в этих отраслях пока что не предлагалось…

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !