Нам (имеется в виду продвинутым в демократии странам Балтии) поручено "помочь" соседям побыстрее покончить с режимом Лукашенко. Мы уже начали на этот счет стараться, делиться передовым опытом с белорусской оппозицией, финансировать ее прессу. Правда, сам белорусский народ мы не спрашивали — люб ему батька или нет.

А если судить по итогам двух президентских выборов и референдума в РБ, сябры за своего президента стоят горой. И даже пристрастные иностранные наблюдатели тамошними выборами были разочарованы — обнаружить нарушений не удалось. И что, спрашивается, нам с белорусами делать? Как наладить экспорт им нашей замечательной демократии?

- Вы лучше экспортируйте к нам конкурентоспособные товары! — посоветовал мне Николай Дубовик, депутат Национального собрания Республики Беларусь, с которым мы пообщались на недавнем Балтийском форуме.— Как у вас, кстати, обстоит дело c экспортом продукции? — уточнил гость. Я горестно вздохнула. Потому что для меня эта тема, можно сказать, глубоко личная. Муж как раз занимается автоперевозками и постоянно жалуется мне в сердцах: "Нет грузов! Целый день на телефоне — и нигде ничего! Одни поддоны отправляем. Фрахты упали до смешного".

В общем, на шпильку белорусского собеседника ответить было нечем. А он перевел разговор на другое — рассказал о своей попутчице в поезде на пути в Ригу. Латвийская пенсионерка, бывшая учительница, десять дней гостила у родственников в Минске и в деревне, в дальнем районе.

— Все, что она говорила, было просто как бальзам на душу. Как она восхищалась увиденным! Вот вам объективное впечатление о Белоруссии рядового человека, — не без гордости сказал Николай.

— Что же так поразило вашу визави?

— Знаете, как выразилась ваша землячка? "У вас в Белоруссии пенсионеры живут как при коммунизме". Это эмоционально, но действительно мы делаем все, чтобы наши старики имели как можно меньше проблем и не чувствовали себя забытыми. Особенно ветераны войны, перед которыми мы в неоплатном долгу. Я, например, как депутат, 9 мая поздравляю каждого (!) из своих избирателей–ветеранов. Президент направляет каждому (!) участнику войны личное поздравление, приглашает ветеранов на встречи, вручает медали, денежные премии.

Местные власти каждого (!) участника войны, где бы он ни был, 9 мая привозят на праздничное застолье. Сейчас у нас подготовлен законопроект о дополнительных социальных гарантиях для этой категории населения. Мы стараемся всячески поддерживать в обществе уважение к нашим доблестным отцам и дедам и храним память о войне, в которой погиб каждый четвертый белорус.

— Ох, не сыпьте соль на раны латвийским фронтовикам… В Латвии ведь даже нет такого статуса — участник ВОВ. А что еще понравилось вашей спутнице?

— Она восхищалась и тем, какой красивый город Минск, и тем, как ухожены все поля. В Беларуси ведь, в отличие от Латвии, все засеяно. Эта женщина жила в маленькой деревушке. Говорит, все люди довольны: колхоз работает, рабочие места у местных есть, зарплату получают, пенсионерам от колхоза идет помощь. Это не отдельный пример — так по всей республике!

Сельского производителя государство поддержало, а теперь взялось и за социальную сферу — за сельские школы и больницы, фельдшерские пункты. У нас, как и в Латвии, началась было волна их закрытия, но президент это остановил. Да, затратно их содержать, но забота о людях — это наш приоритет.

Сейчас наше правительство разработало социальные стандарты регионов и жестко контролирует, как каждый район их соблюдает. Это и освещение улиц, и строительство жилья, и прокладка водопровода. В рамках этой программы было создано полторы тысячи агрогородков — крупных благоустроенных сельских центров. Сейчас по указу президента на селе активно строят жилые дома по льготным кредитам, бесплатно дают служебное жилье. И результат — молодежь больше не бежит из деревни. Хотя и в городах проблем с занятостью нет, заводы работают, экономика на подъеме.

Беларусь на постсоветском пространстве — одно из наиболее стабильных, развитых и спокойных государств. Мы идем своим путем. А он нам указан предками и связан с Россией.

— Это–то многим и не нравится…

— Мы готовы сотрудничать с ЕС, но европейский рынок закрыт для нас на замок. Поэтому мы идем туда, где нас ждут, — то есть в Россию. Мы следуем примеру Германии, где тоже объединилось два государства. Европа 15 лет тоже только и делает, что пытается создать единое экономическое и правовое пространство.

Вспомним и единый СССР — он тоже был сильным и экономически развитым государством, на которое никто не мог надавить. Чем не могут сегодня похвастаться ставшие независимыми республики. Даже Беларусь только в этом году достигла уровня ВВП 1991 года, не говоря уже о других наших собратьях по бывшему Союзу, в которых народнохозяйственный потенциал был почти полностью разрушен. Конечно, наша интеграция с Россией, независимая политика Лукашенко Запад не устраивает. Для Беларуси готовится сценарий "васильковой" революции, идет финансовая и моральная подпитка оппозиции.

— Смотрела не раз ТВ–репортажи из Минска и завидовала вашей оппозиции: ее митинг плотным кольцом окружают люди с кино– и фотокамерами. Такой ажиотаж! Ах, если бы такого же внимания международных СМИ удостоились тысячи русских школьников, которые в Риге выходят защищать право учиться на родном языке!

— А вы обратили внимание, как снимают эти митинги? Выбирают такой ракурс, чтобы в кадр не попали вся площадь или весь бульвар. Иначе сразу будет понятен карликовый масштаб протестов — два–три десятка людей с плакатами, а за ними пусто. Потому что жители Белоруссии их не поддерживают. Люди же судят не по демагогии, а по реальным делам.

— Боюсь, белорусский народ может "вскипеть" как раз из–за большой дружбы Беларуси с Россией. Ведь у вас государство социально–ориентированное. А Россия строит абсолютно либеральную модель экономики — у них приватизация, реформа ЖКХ, монетизация… Не потому ли с таким скрипом идет обещанное обоими президентами создание единого государства, что у ваших стран разные векторы развития?

- Вы правы, интеграция идет медленно именно по этой причине. Мы сохранили госсектор, благодаря чему спасли и всю социальную сферу, а значит — и стабильность государства. Если бы пошли чисто российским путем, то российские и другие олигархи в течение двух дней скупили бы у нас все, что им интересно. И хозяевами страны были бы они, а не белорусский народ. А так никто не может дергать нас за ниточку. У Беларуси есть четкая система управления государством, и мы от этого не страдаем.

То, что критиковалось в Белоруссии, теперь Россия принимает сама — например, назначение губернаторов. Мы все равно придем к общему решению в вопросе строительства единого государства.

А насчет свободы и демократичности — в нашей стране есть и разные партии, и молодежные организации, и независимые газеты. Есть и оппозиция. Но то, что она слаба и не пользуется авторитетом у народа, вина не "режима Лукашенко", а самой оппозиции, которая отражает не чаяния граждан Беларуси, а интересы определенных внешних сил.

— Спасибо за разговор, успехов вам и вашим землякам!

С зампредседателя группы по сотрудничеству белорусского парламента с сеймом Латвии Николаем Дубовиком беседовала Наталья СЕВИДОВА.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!