Дележ финансов примирил оппонентов и поссорил союзников. Вчера парламент Латвии рассматривал пакет экономических законопроектов, главным из которых, безусловно, был бюджет на будущий год в окончательном чтении.
Воистину любопытно было наблюдать перевоплощение депутатов: два ярых национала бранят друг дружку, а трибун левоцентристского крыла покорно принимает подачки из рук правого большинства…

Сколько денег снять с богатых?

Наибольшие дебаты в первой половине дня вызвали поправки к Закону о подоходном налоге с населения. Занятной особенностью вчерашнего утреннего пленарного заседания было трехкратное появление на трибуне спикера Ингриды Удре (ранее она позволяла это себе единожды в год — по торжествам). Ларчик просто открывался: отбросив навязчивого беспартийного Мариса Гулбиса, Союз "зеленых" и крестьян круто начал свою предвыборную кампанию в IX сейм.

Да вот незадача: не могли "зеленые крестьяне" поддержать предложения социалистов и ПНС о введении прогрессивного налога, не пошатнув пресловутую стабильность правительства. Поэтому и выступление И. Удре сводилось к тому, что идея ценная, но только изучать ее надо…

А предложения Соцпартии имели следующие ставки прогрессивного налога: до 105 Ls (предлагаемый минимум) — 0%, до 200 Ls — 5%, до 400 Ls — 10%, до 600 Ls — 15%, до 800 Ls — 20%, до 1000 Ls — 25%, и свыше 1000 Ls — 30%. Думается, каждый из читателей может прикинуть собственные ежемесячные доходы и подсчитать, выгодно было ему предложение СПЛ или нет. Так или иначе, большинство парламентариев его торпедировало. Та же участь постигла два варианта поправок Андрея Клементьева (ПНС), предлагавших разные ставки подоходного налога — по годам и по месяцам. Стоит отметить, что левоцентристская ПНС предложила отнимать у "тысячников" даже больше, чем левая Соцпартия.

"Латвия не виновата, ее тогда не было"

Известный борец с "тоталитарным коммунизмом", ветеран фракции НФЛ Верховного Совета Петерис Симсонс (Первая партия) на вчерашнем заседании дважды проявил слабину. Он входил на трибуну, чтобы внести поправки в пользу политрепрессированных и "чернобыльцев" на получение земельных компенсаций и преждевременной пенсии, а потом… отказывался от них из–за той самой "стабильности правительства"!

— Вы, как хамелеон! — гневно заявил коллеге по национальной ниве Петерис Табунс (TB/LNNK). — Сложите мандат, если не можете защитить своих репрессированных! Советский режим "чернобыльцев" посылал на верную смерть!

Юрис Добелис (TB/LNNK) вчера также решил поиграть на левой поляне: — Надо уничтожить всех ликвидаторов аварии в Чернобыле, всех пенсионеров, и тогда оставшиеся несколько миллионеров будут иметь уровень жизни даже больший, чем в Швеции!

Раздача пряников карманной оппозиции

Ближе к вечеру парламентарии приступили к сладкому — то есть дележу бюджетных средств. К окончательному чтению бюджета–2006 было получено 902 поправки. По сложившейся доброй традиции, каждый парламентарий "позиции" мог направить на добрые дела определенную сумму денег — на сей раз, по неофициальным данным, 21 000 Ls. Таким же макаром прикормленные оппозиционеры за поддержку пронатовского, антисоциального бюджета (о его маразматических расходах на оборону и урезании средств на спорт и науку "Вести Сегодня" уже писала) получили 10 000 Ls. Естественно, депутаты ЗаПЧЕЛ голосовали за все социальные поправки, однако не могла не бросаться в глаза их субъективность.

Вот конкретный пример. Депутат Валерий Агешин (ПНС) предлагает выделить 2500 Ls на покупку компьютеров для 3–й лиепайской средней школы. Резолюция сейма: "Поддержать". Следом идет поправка ЗаПЧЕЛ — 37 000 Ls на ту же 3–ю школу: "Не поддержать". Может быть, это слишком много? Хорошо, вот предложение ЗаПЧЕЛ о покупке компьютеров на 1500 Ls для русского общества "Вече" в Елгаве: "Не поддержать". Однако 10 000 латов на екабпилсский докторат — предложение депутата Виталия Орлова (ПНС): "Поддержать".

Наиболее щедро в Латвии раздавали деньги церквам — в этом были едины все национально мыслящие фракции. Парламентарий Валерий Карпушкин (Первая партия) обозначил свое лоббирование футбола. Так или иначе, главным критерием поддержки ЛЮБОЙ бюджетной поправки была партийность. Если ее автор входил в правящую фракцию или Партию народного согласия, то финансовый аппетит, как правило, удовлетворялся.

Были намертво отсечены ВСЕ предложения ЗаПЧЕЛ, Соцпартии, TB/LNNK и независимых депутатов. Почему же национальное большинство сменяло близкое по духу TB/LNNK на ПНС? Объяснение может скрываться в составе комиссии по бюджету и финансам — фракция Яниса Урбановича обладает там тремя голосами, которые могли быть брошены на чашу весов при разруливании споров уже между Народной партией и Jaunais laiks. В результате левоцентристами был получен небольшой откат, которым, тем не менее, можно козырнуть перед электоратом. Деньги ведь, особо бюджетные, не пахнут.

Николай КАБАНОВ

P. S. На момент сдачи номера в типографию точные результаты голосования по бюджету–2006 были неизвестны, но ничто не предвещало случайностей…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!