Мы еще не вступили в ЕС, а цены продолжают стремительно расти. Что же будет после 1 мая и может ли новое правительство как–то затормозить процесс удорожания жизни?
В состоянии ли новые власти компенсировать рост цен на продукты хотя бы малоимущим слоям населения? На эти вопросы, волнующие каждого жителя Латвии, мы попросили ответить депутата сейма от Народной партии, экс–министра финансов Гундарса Берзиньша, который вскоре будет назначен главой бюджетной комиссии парламента. Нынче он представляет новую правящую коалицию.

–Ситуация весьма тревожная. Инфляция все увеличивается. Но здесь важно подчеркнуть, что из всех стран–кандидатов лишь в трех, в том числе и в Латвии, инфляция растет столь быстрыми темпами. Это значит, что рост инфляции не связан с грядущим вступлением в ЕС, — рассказал в интервью "Вести Сегодня" депутат сейма Гундарс Берзиньш. — Отмечу, что инфляция в районе не более 3% в год — это вполне нормальное явление. Ведь нулевая инфляция или даже дефляция — это тоже опасно для развития экономики. Однако за несколько месяцев инфляция составила уже 4,3%, а за один месяц рост инфляции был 1,2%! Последний раз подобный процесс наблюдался лишь после российского кризиса в 1999 году!

Совершенно очевидно, что за эти удручающие показатели ответственно правительство Репше, которое допустило ряд стратегических ошибок. Так, правительство решило забирать в бюджет всю прибыль "Латвэнерго". На развитие же предприятия денег уже не оставалось — пришлось брать кредиты. А чтобы погашать проценты по ним, "Латвэнерго" вынуждено было повышать тарифы на электроэнергию.

Еще один пример непрофессиональной работы предыдущего правительства — это повышение стандартов качества топлива. Да, действительно, ЕС требует повысить стандарты, но это нельзя было делать так резко и не стоило повышать цены на весь бензин. В итоге с удорожанием топлива возросли цены и на услуги, и на целый ряд товаров.

И это перечисление ошибок кабинета Репше можно продолжать еще очень долго. Правда, от этого нам легче не станет. Теперь нужно думать, как исправить ситуацию. Ведь экономические процессы обладают определенной инерцией, и как бы новое правительство ни пыталось стабилизировать положение, остановить инфляцию хотя бы на уровне 3% удастся не раньше чем через 6–9 месяцев. Поэтому рост цен остановится где–то к январю будущего года.

Мы должны честно сказать народу, что значительное удорожание жизни — это результат непрофессиональной, дилетантской деятельности правительства Репше. Когда у власти дилетанты — ничего хорошего ждать нельзя. Правительство — это не песочница, в которой можно учиться "печь куличики". Вот теперь нам придется "кушать" то, что испекла эта команда популистов под руководством г–на Репше.

— Г–н Берзиньш, а в состоянии ли государство в данной ситуации как–то компенсировать малоимущим — в первую очередь пенсионерам — рост цен?

— Именно с подачи нашей фракции Народной партии правительство внесло в закон поправки, которые обязывают дважды в год индексировать пенсии. Но сможем ли мы с помощью индексации компенсировать рост цен — пока сказать сложно. Ведь цены продолжают расти, и только за прошлый год стоимость "потребительской корзины" возросла на 8%! Инфляция тем и опасна, что она практически съедает все прибавки к зарплатам и пенсиям. Так, в прошлом году рост цен на продукты, на услуги, в том числе коммунальные, "съел" месячную пенсию среднестатистического пенсионера. Вы только вдумайтесь: целая пенсия ушла на оплату возросших тарифов на электричество, на отопление, на лекарства, на товары первой необходимости!

В этом году индексация пенсий составит около 5 латов (по 2,5 лата в мае и в ноябре). Едва ли эта прибавка покроет рост цен. И правительству нужно думать над тем, как увеличить хотя бы маленькие пенсии. Также необходимо решать вопрос и с увеличением пособий семьям с детьми. Главное — чтобы у этих категорий населения уровень жизни еще больше не снизился.

— Кстати, о детских пособиях. Насколько разумным было предложение предыдущего правительства резко увеличить со следующего года пособие по уходу за ребенком, но при этом данное увеличенное пособие (аж до 400 латов — в зависимости от зарплаты родителей) платить только год с момента рождения ребенка?

— Конечно, увеличение пособия на ребенка до года — это тоже хороший шаг. И это мы вполне одобрили бы. Но, во–первых, те 3 миллиона, которые якобы необходимы для резкого увеличения данных пособий, — это капля в море. Репше и Ко снова занимались популизмом, они даже не могли подсчитать, что для выплаты столь значительных пособий нужна куда большая сумма в бюджете. Во–вторых, ответственная власть должна думать и о том, что будет с родителями, когда их ребенку исполнится год и они перестанут получать огромное пособие. А ведь расходы на более старшего ребенка только увеличиваются! Каждый родитель знает, сколько стоит сегодня одеть и обуть ребенка, отправить его в школу… Ясно, что проблему помощи семьям с детьми нужно решать комплексно. Необходима целая программа поддержки семьи. Начать можно было бы — и мы это будем делать — с увеличения необлагаемого минимума. То есть с зарплаты родителей будет высчитываться (в качестве налогов) меньшая сумма. И чем больше детей — тем большую сумму со своей зарплаты родитель получит "на руки". Также необходимо предусмотреть и возможность получения родителями дешевых кредитов для покупки жилья.

Государство наконец должно вложить средства и в решение проблем с детскими садами. Сегодня в Риге молодые супруги должны записывать ребенка в очередь в латышский детский сад… еще до рождения этого ребенка! Очередь уже достигла 5 тысяч человек! Это совершенно ненормальная ситуация.

— В среду вечером в прямом эфире латвийского ТВ Э. Репше обвинил новые правящие партии в том, что они на все важные посты ставят своих "друганов", как выразился экс–премьер…

— Видите ли, г–н Репше поступал так же. Разница лишь в том, что мы на различные посты в исполнительной власти ставили и будем ставить профессионалов, а он — дилетантов. Г–н Репше на очень ответственные должности, в том числе и в Агентство приватизации, назначал садоводов, людей, которые даже свою учебу в вузе не окончили. И что же теперь — мы должны сохранять садоводов на тех должностях, на которых должны работать экономисты?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!