Приватный погост

Холодным ноябрьским утром отправляться на кладбище — дело малозанятное. Унылая грунтовая дорога долго ведет вдоль толстой трубы Рижской теплоцентрали — есть в этом что-то фатальное: все течет и все утекает навсегда. И наконец остановка возле высоких ажурных ворот. "Весной здесь будет асфальтированная дорога и много зелени, — поясняет управляющий Янис Дравниекс. — Согласен, пока первое частное кладбище выглядит непривычно. В Латвии не принято, чтобы погосты напоминали пустошь".

Да, что-то странное в этом есть — огромное поле в 10 га, разделенное на аккуратные участки плиточными дорожками. Вдали виднеются две свежие могилы, свежевыструганный православный крест.

— Так случилось, что первые похороны прошли по православному обряду, но кладбище освящали три священника разных конфессий — православной, католической и лютеранской, — рассказывает Янис. — Кладбище рассчитано на 16 тыс. могил, можно построить даже семейные склепы. Мы предложим проекты — привезли их из Италии и Германии, и можем доставить мрамор: дорогой итальянский, наш латвийский или самый дешевый — украинский. Только о смете не спрашивайте — не было заказов, и калькуляцию мы не проводили.

Мы направляемся к современному зданию каплицы. По пути управляющий рассказывает, какой чистый здесь песок, не то что на старых кладбищах, где нередко хоронят в могилах на старые останки. А я тем временем рассматриваю новоявленного Харона латвийской закваски.

Крепкий мужик, явно довольный своим хозяйством, показывает на водопроводные трубы, на фонари, на туалет (ни на одном кладбище в Риге их нет) и поясняет, как все удобно. В каплице, например, есть балкон для хора и музыкантов. А люстра висит кованая — вторая по величине в республике. Ее и ворота выковал народный умелец Янис Лубка.

— Мы сейчас заказываем растения в Ботаническом саду, — продолжает Дравниекс, — а весной у нас появится первый в Риге гражданский колумбарий. Для государственных мужей когда-то был колумбарий, но, кажется, он давно заброшен.

Милок, а сколько стоит-то…

В одном старом латышском фильме был использован анекдотический сюжет: старушка, выигравшая по лотерее деньги, решила истратить их на свои будущие похороны. Все прикупила заранее, додумалась оплатить еще и фотографию, изображающую ее в гробу. А фотографа не предупредили, что это только имитация похорон. Лежала старушка в домовине и подсчитывала, сколько выигранных денег у нее осталось, — оказалось негусто, вот она и вскочила, чтобы узнать, почем услуга фотографа…

— Цена одного места на кладбище в зависимости от того, как далеко оно от центральной аллеи, колеблется от 250 до 500 латов, — поясняет управляющий.

— Видите эти участки, отмеченные колышками, эти 22 места уже купили. Содержание "семейного" места обходится в 35 Ls в год, независимо от количества могил — одна или три. Если в течение 5 лет никто не вносит деньги, памятник снимается, а холмик выравнивается. Но похоронить в этом месте по санитарным нормам можно будет не ранее, чем через 20 лет.

Чтобы открыть кладбище, говорит Янис, пришлось столько разрешений получить, что на это ушло времени больше, чем на подготовку территории, строительство каплицы и административного здания. Мелиорационная канава отвела от участка воду, экологи довольны, хозяева окрестных хуторов претензий не имеют.

Деньги не пахнут

Выгодное это дело или нет — открывать частные кладбища, не знает никто, потому что все делается впервые. Так, четыре человека, бизнесмена, сложили свои капиталы и организовали ООО Atmina 2000. Первый участок земли, который им предложили, находился возле больницы "Гайльэзерс", но продавали 17 га аж за 2 млн. USD. Да и не слишком этично было бы обустраивать место вечного пристанища недалеко от корпуса онкобольницы…

Участок в Стопини, буквально на границе с Ригой и рядом с кладбищем "Улброка", был заложен в банке. Стоили 10 га 102 тыс. USD. Стопиньское самоуправление не возражало. Но зато после открытия кладбища стали сюда наведываться частые гости из Рижской думы — с различными проверками. Сейчас это дело несколько утихло, да и директору рижских кладбищ грех обижаться, — этот участок земли с поэтическим названием Ирбес (куропаточное) когда-то предлагался и ему.

— Расположение нашего кладбища очень удобное, — поясняет Янис Дравниекс, — близко от таких крупных микрорайонов, как Кенгарагс, Пурвциемс, Межциемс, Плявниеки. К тому же мы предлагаем покупку мест в рассрочку до 2-х лет. А если у состоятельного человека нет наследников, он может при посредничестве банка заключить с нами договор. Мы будем в течение 10-20 лет ухаживать за его могилой, когда бизнесмен отправится в мир иной. Зачем устраивать нелегальные похороны за 2-3 тыс. Ls на самом дорогом в Риге Покровском кладбище (между улицами Пернавас и Менес), когда можно найти легальное вечное упокоение на не менее благоустроенном месте и не так далеко от центра Риги.

Эпилог

Вот и первое частное кладбище. В ближайшее время появятся не только первый частный колумбарий, но и рижский муниципальный — вопрос о его открытии в настоящее время обсуждается в Рижской думе. Глядишь, скоро откроют и первое в Латвии кладбище для животных. Г-н Дравниекс, слушая мои рассуждения, скромно потупил глаза и произнес: "Мы уже купили под него землю".

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !