Природа довольно зло подшутила над Сергеем, наградив его сполна умом и талантом, но ограничив физические способности. Правда, когда общаешься с ним, а особенно, когда читаешь его стихи, напрочь забываешь о том, что этот парень инвалид детства, не имеющий возможности себя обслужить. Сам он с этим фактом давно смирился и старается жить обычными заботами своих здоровых сверстников. Вот только родное государство, гражданином которого недавно стал Сергей Савельев, не устает напоминать ему, что он недостоин нормальной жизни.
Депутатская "забота"

Чистая и уютная квартирка в пурвциемской девятиэтажке. Нас встречает Елена Федоровна: - Проходите, Сергея сейчас привезут. Вы знаете, он не любит, когда я о нем рассказываю…

На глаза матери то и дело наворачиваются слезы. Словно боясь что-то упустить, она перескакивает с одного на другое. В ее словах такие гордость и любовь… И боль…

- Когда была презентация книги Сергея в Рижской думе, один депутат пригласил нас к себе в кабинет. Стал расспрашивать о нашей жизни, чего нам не хватает. Дочка и говорит, что Сергею нужен компьютер и Интернет. Депутат тут же куда-то позвонил и сказал нам приходить через два дня за компьютером. Через два дня нам сказали позвонить через месяц. А когда Ирина через месяц позвонила, ей ответили: "За кого вы голосовали, с теми и разговаривайте". Это было в марте 2005 года…

Сейчас компьютер у Сергея есть (мир не без добрых людей). Для 29-летнего парня это настоящая отдушина в жизни и окно в нее, способ самовыразиться и рассказать о себе окружающим. А рассказать есть о чем. Такого романтика с чистой и необычайно богатой душой надо еще поискать.

Образование по памяти

…Отец внес его в комнату на руках и усадил в коляску. Доброжелательная улыбка и умный взгляд грустных глаз. Говорит Сергей плохо, слова можно разобрать с трудом — помогает мама. В его присутствии она продолжает рассказывать о сыне в третьем лице.

- Он школу закончил очень хорошо, все усваивал по памяти, — Елена Федоровна показывает свидетельство об окончании Сергеем девяти классов, в котором сплошь пятерки (по пятибалльной системе) и аттестат за двенадцатый класс: одни восьмерки (по десятибалльной). — Очень повезло нам с учителями, они и сейчас Сергея не забывают.

Повезло Сергею и с одноклассниками. Когда мы слушали рассказы его мамы о том, что дом всегда был полон гостей, что дети все годы школьной учебы — с младших до старших классов — приходили к своему товарищу, вынужденному обучаться дома, невольно менялось в лучшую сторону отношение к нашей молодежи. Но школа позади, друзья разлетелись по свету, и радость живого общения сузилась для Сергея Савельева до рамок семьи и дневного центра Cerību māja. В нем он проводит все будние дни с десяти часов утра до четырех вечера. Именно там он освоил компьютер и начал раскрывать свои творческие способности. Усилиями этого центра была издана первая и пока единственная книга Сергея Савельева "Земля любви, где быть любви не суждено".

Люди и нелюди

Тема любви пронзает все его стихи и рассказы. Именно пронзает, потому что он говорит об этом чувстве на таком градусе искренности, что дрожь пробегает по телу. Так может писать только человек с тонкой, ранимой душой. Эта же душа очень остро чувствует боль, причиняемую окружающим миром. Порой весьма жестоким.

Три года назад отца Сергея, пенсионера, избил какой-то негодяй только за то, что он попросил убрать машину от подъезда — невозможно было проехать инвалидной коляске. У Сергея Александровича оказалась проломлена височная кость. Елена Федоровна после этого случая перенесла инфаркт. Это весьма яркая иллюстрация того, что в нашем обществе далеко не все в порядке не только с толерантностью, но и с обыкновенной порядочностью и людской добротой. Об этом печальном инциденте вышла статья в одной из рижских газет, автором которой был Сергей Савельев. Вот выдержка из нее:

"Может быть, людям, находящимся в физическом положении, подобном моему, лучше сидеть в заточении в четырех стенах и не высовываться на улицу вообще, чтобы не создавать никаких неудобств окружающим? Или вот еще что. Окажись я в тот момент вместе с отцом (а это все произошло за несколько минут до моего приезда из Центра), то, наверное, мне тоже досталось бы от этого злобного хулигана. А может, теперь человеку, передвигающемуся в инвалидной коляске, выходить на улицу нужно в сопровождении охранников? Да только вот на жалкое пособие в размере всего 50 латов, что получает инвалид 1-й группы, нанять охранников, к сожалению, просто невозможно…"

Недавно в подъезде, где на первом этаже находится квартира Савельевых, был установлен специальный подъемник, позволяющий перенести человека в коляске на несколько ступенек вверх. Деньги на это благое дело, а также на косметический ремонт подъезда, выделила Рижская дума. Только вот ремонтом здесь до сих пор не пахнет. А соседи уже перемывают косточки Савельевым, мол, пусть теперь сами наводят марафет на лестничной клетке, раз из-за них она приобрела несколько другой вид. Такие вот люди живут рядом с нами.

Государственный маразм

- До того как развалился Союз, мы каждый год ездили в Евпаторию, где Сережа проходил курс лечения, и, вы знаете, был заметный прогресс: он мог даже ходить и говорил значительно лучше, — Елена Федоровна снова смахивает слезу. — Возили его и в Москву к докторам несколько раз. А сейчас границы закрылись, и нам это все стало не по карману.

Многое не по карману сегодня дружной семье Савельевых: и современная электроколяска, и нормальное лечение (лекарства и санатории нынче недешевы). Их доходы — это две небольшие пенсии родителей да пятидесятилатовое пособие Сергея. Если поделить на троих, то получается ниже прожиточного минимума. Однако на социальную помощь от государства им рассчитывать не приходится. Наши чиновники очень хорошо умеют считать и всегда прибавляют к означенным доходам зарплату старшей сестры Сергея — Ирины, прописанной в этой же квартире.

Им представляется это очень логичным. Как и то, что человек с нерабочей группой инвалидности по достижении совершеннолетия, согласно нашим законам, считается самостоятельным и способным прожить на 50 латов в месяц. Как будто после 18 лет родители перестают о нем заботиться и поэтому им уже не надо платить пособие по уходу за инвалидом. Большего маразма трудно себе представить. И тем не менее в январе этого года Сергей Савельев получил заветный синий паспорт гражданина, чего очень хотел и к чему стремился.

- Он очень лоялен и любит Латвию, — говорит его мама. Жаль, что эта любовь у Сергея, похоже, не взаимная. Впрочем, не тот это человек, чтобы впадать в отчаяние из-за подобных вещей.

- Я сам всего добьюсь, и скоро под нашим окном будет стоять наш "мерседес", — с улыбкой говорит Сергей. А пока "мерседесы" и прочие "хаммеры" складированы на нижних полках комнатной секции. Это самое оберегаемое его сокровище — коллекция моделей автомобилей. Сергей серьезно увлечен этим хобби и знает о машинах если не все, то очень многое. А еще он рисует. Гуашью на фанере. Картины очень интересные и такие же пронзительные, как и его литературное творчество. Ими иллюстрирована уже упомянутая его книга.

Есть кем гордиться

Кстати, у Сергея Савельева готов материал для второй книги, вот только как ее издать, ни он, ни его семья не знают. Конечно, для этого нужны деньги, но спонсоры в очередь не выстраиваются. Хотя, Савельевы и сами готовы собрать необходимую сумму, ведь это так нужно их сыну. Как и любой поэт, он хочет донести свои творения до людей. А мама все беспокоится о том, что, не зарегистрировав авторские права, сын щедро раздаривает свои стихи друзьям и подругам в Интернете. И ее беспокойство не лишено оснований. На стихи Сергея один рижский музыкант и композитор уже написал две песни. И если так пойдет дальше и эти песни будут исполняться в коммерческих целях, то автор текстов должен иметь свою долю гонорара. Сергея, впрочем, это мало беспокоит — у поэта щедрая душа. Но издать вторую книгу — его ближайшая цель. И он ее достигнет обязательно.

Когда мы шли в гости к Сергею Савельеву, в душу закрался некоторый дискомфорт — мол, вот будет мучить неосознанное чувство вины за то, что ты физически здоров, а кто-то нет, что опять придется выслушивать нескончаемые жалобы на всех и вся… Ничего подобного не было и в помине. Сергей совершенно самодостаточная личность — молодой человек, живущий в нормальной семье, где царит любовь и понимание, и где, естественно, есть проблемы, которые решаются по мере возможностей. А что касается жалоб на жизнь… У кого их нет? Просто этим людям немножко тяжелее, чем другим. Зато не все могут гордиться так своим сыном и братом, как гордятся Сергеем Савельевым его родители и сестра. Его семья — и есть та самая "земля любви", где быть любви оказалось суждено.

Если у кого-то есть желание и возможность оказать помощь Сергею в издании второй книги, просьба обращаться в редакцию. Также можно связаться лично с Сергеем Савельевым по электронной почте: sbumer@tvnet.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!