Через несколько недель мы увидим представление под названием "Двадцать минут позора". Национальные вооруженные силы ЛР продемонстрируют на парадах публике свои дистрофические бицепсы.
Самое интересное, что за всем этим стоят немалые суммы — в этом году только Министерство обороны потратит 93,3 миллиона латов, а на 2005 год военный бюджет планируется в размере 110 миллионов. Всего же в программу "Оборона государства, безопасность и интеграция в НАТО" включены 9 министерств и ведомств — военные функции у нас несут и Министерство юстиции, и Банк Латвии, и Министерство среды. Всего же потратят 153 миллиона латов, что на 30 миллионов больше, чем в 2004 году.

Музей в боевом строю

Попробуем же разобраться, почему народ Латвии из года в год наблюдает, как его защитники дефилируют на шведском металлоломе по набережной 11 Ноября. Для этого достаточно взглянуть на расклад военного бюджета. Вы можете представить себе армию, расходы на МУЗЕЙ которой составляют четверть того, что тратится собственно на сухопутные силы? Это — латвийская армия, которой выделено 3847 тысяч латов, а ее Военному музею — 914 тысяч латов.

Военный музей выглядит весьма солидно даже по сравнению с закупкой вооружения за рубежом. Спору нет — хотя бы портативные зенитные ракеты в арсенале уважающей себя страны должны быть. Так вот — на системы RBS–70 планируется потратить 1 миллион латов, на поставку орудий (платить за пушки не надо — немцы выделяют их из своего резерва) для артиллерийского дивизиона — 882 тысячи. Судите сами — выходит, Военный музей является чуть ли не основной боевой единицей Национальных вооруженных сил!

Подобные искажения вообще в ходу в Латвии. Представьте себе: в командовании Национальных вооруженных сил числится 723 человека, а в Морских силах — 748, в Воздушных — 304.

Как пустить Латвию по миру

Международное сотрудничество латвийских военных — это, наверное, самая приятная часть времени для людей в униформе. Раздел "командировки" сам по себе включен в каждую военную программу, но есть и специальный раздел "Взносы в международные организации". В него входит лепта, вносимая Латвией как государством в общий бюджет НАТО, а также в малоизвестные широкой общественности организации — Центр политики безопасности в Женеве, Колледж обороны и безопасности ЕС, Всемирную ассоциацию солдатского спорта. В целом набегает 1 517 510 латов денег "за входные билеты". Солидно живем…

Военные атташе и представители Латвии вместе с помощниками — это всего 28 человек. Однако их содержание за границей в течение года обходится казне в 2 649 926 латов. Сосчитаем сами — один офицер "проедает" где–то около ста тысяч! При этом каждое ведомство считает необходимым иметь в том же Брюсселе своего человечка. Скажем, минобороны имеет в НАТО своих военных представителей — а к ним еще и гражданских. Все они, включая бухгалтера и инженера по компьютерам, получают дипломатические надбавки. Вооруженные силы Латвии сегодня, слава Богу, действуют с оружием в руках на достаточно безопасном для нас расстоянии. Но — небезопасном для бюджета. 134 солдата и офицера в Ираке потратят в 2005 году почти 5 миллионов латов. Более миллиона латов будет направлено на посылку 100 военных в Косово. Ну по мелочам: Афганистан, Босния–Герцеговина, Грузия — еще 645 тысяч.

"Страж Отечества" денег требует Важнейшим из боевых искусств НВС Латвии является пропаганда. Кроме уже упомянутого Военного музея, на страже патриотизма стоит целое государственное агентство Tєvijas Sargs, созданное на базе одноименного военного журнала. На функционирование данного органа печати и прочие агитационные дела решено отрядить 453 090 латов. При этом доходы самого издания запланированы на скромную сумму 4250 латов. Интересно, какой издатель стал бы содержать орган прессы, доставляющий 99% убытка? Только Министерство обороны ЛР и бессловесные латвийские налогоплательщики. Обратим внимание — из бюджетных средств спонсируются и "негосударственные организации": LATO (3000 Ls), Латвийская трансатлантическая молодежная организация (2500 Ls), Латвийский институт внешней политики (26 400 Ls), Комитет Братского кладбища (4000 Ls).

Тяга военных к имуществу

Суворов, кажется, предлагал ввести регулярные расстрелы интендантов. Ну так то имперский фельдмаршал — а наши современные латвийские тыловики сидят в евроотремонтированных офисах и гордо именуются Агентством военного имущества. На него будет потрачено свыше 1 миллиона 100 тысяч латов.

А какие бездны фантазии скрывает в себе программа "Ремонты и строительство Министерства обороны"! Общая смета расходов составляет 10 770 210 латов. И это при том, что КАЖДЫЙ род войск имеет свои автономные разделы бюджета на содержание зданий. Излюбленная же в нынешней Латвии "прозрачность" в этой сфере — весьма относительная. Скажем, написано: "Строительство Объединенного операционного центра и обустройство инфраструктуры штабного батальона", и цифирь — 4 000 380 латов. "Ремонтные работы помещений военного оркестра" — 200 000 латов. "Обустройство инфраструктуры Земессардзе" — 300 000 латов. С этими земессаргами вообще непонятно — вроде бы их сокращать собираются, так 17–й батальон на покупку земли требует 100 567 латов. Что, в ЛР не хватает государственной земли для защитников? Прекрасная тема для разгула интенданта — "Развитие системы связи НВС" (3,6 миллиона Ls). Сюда входит всевозможное компьютерное, радиотехническое и прочее телекоммуникационное оборудование, совершенствовать которое можно до бесконечности. На "антивирусные решения", допустим, положено 49 000 латов.

И думай–гадай, налогоплательщик, сколько положат в карман заинтересованные компании и всевозможные мелкие фирмочки, в которых служат братья–сватья нашего военного начальства. Полмиллиона, то ли миллион, а может, и все два. Недаром пост министра обороны всегда является лакомым кусочком для правящих политиков — ведь бюджет военного ведомства суть одна огромная НЕУЧТЕНКА, в которой любые суммы можно списать на форс–мажор. Воюем же, кунги! Так что энтузиазм по поводу всевозможных иракских–косовских операций тоже объясним — на них банально отмываются деньги. Конечно же, "главный союзник" ЛР показывает при этом просто громадный пример… Всеми национальными военными программами занимаются 19 009 человек — это меньше, чем в любом районе Латвии. Но можно ли назвать самоуправление, которое тратит на себя от ста до полутораста миллионов латов? И при этом не производит ничего, кроме "патриотического" угарного газа.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!