На полках магазинов — все увеличивающееся количество иностранных мясных изделий, а сухая статистика Регистра предприятий говорит о ежемесячном закрытии латвийских фирм. Сегодня в Латвии осталось около 40 работающих мясных предприятий, хотя в конце 2003 года их было более 100.
При этом хоть мы и обеспокоены ростом числа безработных, но, как покупатели, достаточно часто отдаем предпочтение эстонским сосискам, литовским колбасам, паштетам из далекой Европы. Чтобы понять, что происходит на латвийском рынке мясопродуктов, 24 марта Kb провел "круглый стол"-семинар с латвийскими мясопереработчиками. Латвийское представительство фирмы Dera Food Technology помогло с приглашением специалистов и предоставило образцы продукции, отсутствующей на прилавках наших магазинов.

Отрасль в кризисе

Ситуация на латвийском рынке мясопереработки достаточно сложная. Вступление в ЕС и необходимость срочного инвестирования значительных средств в капитальный ремонт зданий послужили причиной закрытия многих предприятий. С одной стороны, это положительно скажется на нашем здоровье, так как закрылись те, кто не в состоянии выполнять строгие санитарные требования ЕС. Но, с другой стороны, литовские и эстонские производители готовились к этому задолго до 1 мая.

Оставшимся на рынке латвийским предприятиям приходится нелегко: открывшиеся границы существенно упростили импорт мясных продуктов не только из Литвы и Эстонии, но и совсем уж далекой Испании. Производители говорят о падении рентабельности бизнеса: средний показатель — 8—10%. (Впрочем, справедливости ради заметим, что это еще не предел, так как европейские производители работают с рентабельностью 4—6%.) При этом подавляющее большинство латвийских производителей работает на импортном сырье. Отчасти этим и объясняются проблемы производителей, ибо "за морем телушка — полушка, да рубль — перевоз". Транспортировка готовой продукции всегда дешевле сырья в расчете на стоимость единицы товара.

Немало забот доставляют производителям и торговые сети, заставляющие снижать цены и проводящие разнообразные акции по привлечению покупателей за счет предприятий. Мы ознакомились с типовым договором между торговцем и поставщиком и убедились в том, что он носит кабальный характер.

Впрочем, и торговцев можно понять: их заботит собственная рентабельность, и из предлагаемых 10 сортов "докторской" они всегда выбирают наиболее ходовые — дешевые. Если покупатель хочет "докторскую" подешевле, торговец обязан ее предложить.

Однако на старый вопрос: каким образом при цене качественной говядины в магазине 2—2,40 лата за кг "докторская" колбаса может стоить 1,40—1,90 лата, ответа от производителей мы не получили. Нехитрый подсчет показывает, что если исключить из этой цены 18% НДС, 15% прибыли торговца (средняя по продукту), 10% прибыли предприятия, то оставшаяся часть — 0,93 лата за кг — включает и сырье, и упаковку, и стоимость вложенного работниками предприятия труда. Тогда из чего же делаются сосиски Даугавпилсского мясокомбината, продающиеся в магазине по 90 сантимов за кг?

Латвийские стандарты

К сожалению, ответственные работники Продовольственно-ветеринарной службы внезапно все заболели и "круглый стол" посетить не смогли. Поэтому вопрос о стандартизации мясной продукции мы адресовали литовцам, любезно предоставившим "Коммерсант Baltic" свой стандарт. Так вот стандарт однозначно гласит: "Мясные изделия, которым присвоены традиционные названия, определяющие хорошее качество (перечисляются традиционные наименования колбасных изделий — докторская, молочная, сервелат и прочие. — Kb) должны соответствовать требованиям высшего сорта". В большой таблице сортов колбасных изделий читаем: "…в изделиях высшего сорта белковый заменитель мяса составляет не более 0%".

Напрашивается вопрос: если бы в латвийском законодательстве было дано подобное определение "докторской" колбасы, до каких пределов могла бы торговля требовать и получать снижение цены? И что бы в этом случае происходило с прибылью производителя и торговца? Однако покупателям и производителям ждать от Продовольственно-ветеринарной службы реакции бессмысленно. В декабре прошлого года "Коммерсант Baltic" выступил с замечанием о "всего лишь" неправильном переводе некоторых терминов из европейского законодательства на латышский язык. Этот перевод существенно осложнил работу мясоперерабатывающих предприятий, и нас заверили, что проект постановления правительства, утверждающий правильный перевод, уже подготовлен. На дворе — конец марта, а обещанного "уточнения" как не было, так и нет.

Покупатель — проблема

Оказывается, и мы, покупатели, не доставляем радости производителям. Норовим купить что-нибудь вкусное подешевле, а потом возмущаемся качеством. Мы меняем свои вкусовые привычки. Женщины стали больше работать, меньше времени тратить на приготовление еды. В то же время все больше людей стали задумываться о полезности того, что кладут к себе в тарелку.

— Сегодня люди действительно озабочены состоянием своего здоровья,— считает один из докладчиков семинара, директор представительства Protein Technologies International Михаил Воякин.— Ведь что такое мясо… Мясо — это прежде всего источник холестерина и жира, чрезмерное употребление которого ведет к ожирению, ишемической болезни сердца… Поэтому говорить о здоровой колбасе нельзя. Но можно говорить о более здоровой колбасе, например с пониженным содержанием жира. Или об абсолютно здоровых продуктах — аналогах мяса, изготовленных из растительного сырья, например из сои, которая, наоборот, способствует снижению риска сердечно-сосудистых заболеваний. Понятно, что такие продукты дороже, ведь сделать вкусную обезжиренную сосиску непросто. Но я уверен, что определенный сегмент потребителей будет готов платить за это.

Возрастающий интерес к здоровой пище отметил и руководитель группы мяса и рыбы VP Market Денис Хмелев. По его мнению, спрос на такого рода товары в их сетях существует и растет, хотя все-таки большинство покупателей, отоваривающихся в магазинах сети VP Market, выбирает традиционные мясные продукты. Тем не менее, уверяет г-н Хмелев, VP Market предлагает эти товары, так как нужно шагать в ногу со временем.

Качество мяса напрямую связано и с болезнями, перенесенными животным, а также "экологическим" фактором. Не секрет, что птицы, выращенные в США, за свою весьма короткую жизнь получают несколько инъекций гормонов роста и антибиотиков. Ничего противозаконного в этом нет, однако понятно, что мясо курочки, накаченной антибиотиками, пользы нашему организму не принесет. Постоянное употребление такого мяса может привести к тому, что выписанные заболевшему человеку антибиотики на него просто не подействуют: он к ним привык, ежедневно получая свою микроскопическую долю лекарства вместе с куриной отбивной.

Идея может принести миллионы

Вторая черта, характеризующая современного потребителя, — это потребность в удобной и быстрой еде. И тут мясники, считает директор АО "Мортадель" (Москва) Дмитрий Рукавицин, могут хорошо заработать — нужно лишь проявить немного фантазии и не бояться использовать новые ингредиенты. Главное — не отдавать эти ниши рынка на откуп импортерам.

— Примеров изобретений, которые принесли их авторам миллионы, масса,— говорит он.— Ну, например, сосиска в виде эскимо. Технология очень простая. Сосиска нанизывается на палочку и облепливается кукурузой. Вот, собственно, и все, а ведь такой продукт может принести в три раза больше прибыли, нежели обычная сосиска. Популярны различные упаковки с крикетами, маленькими колбасками, сыром и кетчупом, специальными закусками к пиву типа чипсов. Такими продуктами питается весь мир. И они пользуются огромной популярностью. Так почему бы не попробовать запустить нечто подобное на местном рынке? Тем более что рынок Литвы и Эстонии уже заполнен такого рода продуктами, и, скорее всего, летом они появятся и у вас. Конечно, производство такого рода продуктов нуждается в соответствующем техническом оснащении. Но тот, кто сегодня не реинвестирует прибыль в новейшее оборудование, может спокойно готовиться к закрытию бизнеса.

Лекарство — в маркетинге

Если еще учесть и глобализацию, то задача выжить в данных условиях кажется сложной. Единственной правильной стратегией в этих условиях является сегментация товара, создание четко выстроенных линеек — от продуктов функционального питания до фаст-фуда. Одна из самых распространенных ошибок латвийских производителей, по мнению Дмитрия Рукавицина, состоит в том, что они по-прежнему предпочитают вкладывать деньги в раскрутку брэнда производителя, а не продукта.

— Несколько лет назад российские мясопереработчики также пытались "раскручивать" непосредственно брэнд производителя. В России этот этап уже пройден. Основная ошибка заключается в следующем: при брэндировании производителя марка ассоциируется со всем ассортиментом. А там могут быть самые разные продукты по цене и качеству. И если покупателю не понравится конкретный продукт, он сразу соотнесет его с брэндом производителя. В результате марка исчезнет. Кроме того, акции по рекламе производителя не приводят к увеличению объема продаж, а вот акции по конкретному продукту вызывают мгновенную реакцию.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !