На завтрашнем заседании Кабинета министров должен быть рассмотрен стратегически важный вопрос — "О создании угольной электростанции в Латвии". Занятно, что столь масштабная проблема, как переориентация топливно–энергетических векторов в стране, происходит в условиях отставки. С другой стороны — если решение будет принято, спросить потом будет не с кого…
"После 2000 года в стране наблюдается стабильный прирост спроса на электроэнергию", — констатирует доклад минэкономики ЛР. По наиболее благоприятным прогнозам, к 2012 году потребление тока в стране вернется к последнему советскому году — 1990–му. А на пике потребления Латвия вынуждена импортировать около 30% энергии. VAS Latvenergo является крупнейшим импортером в регионе, однако в Эстонии сланцевые ТЭЦ будут работать гарантированно до 2015 года, а в Литве на повестке дня стоит закрытие Игналинской АЭС к 2009–му. Что же касается импорта электроэнергии из России, то РАО "ЕЭС России" не позволяет непосредственно заключать договоры с тамошними производителями. К тому же, свидетельствует анализ Latvenergo, "избыток генерирующих мощностей в Северо–Западной части России может снизиться в ближайшие несколько лет".

Кроме этого, у Латвии есть только один источник сырья для ТЭЦ — Россия. Поставляемый ею природный газ поступает в АS Latvijas gќze от АО "Газпром" и ООО "Итера Латвия". Но все равно, констатирует правительственный документ, налицо "фактическая зависимость от одного канала доставки", подчиняющая ее "политическим и экономическим рискам". "Характерное для России подчинение экономических вопросов внешней политике и непрогнозируемая ценовая политика АО "Газпром" не позволяют считать природный газ энергоресурсом, поставки и затраты на который можно было бы уверенно планировать на долгий срок". Поэтому, делает вывод минэкономики, необходимо провести "диверсификацию структуры поставок топлива".

Черное надежное золото?

Чтобы избавиться от будущих неприятностей, Латвии необходимо строительство ТЭЦ на угле — предположительно в Курземе (поближе к портам). "Доставка угля возможна из самых различных мест и регионов добычи, с использованием морского транспорта, и затраты на транспорт имеют ничтожное влияние на цену угля. Кроме этого, уголь — энергоресурс, чья цена на мировом рынке самая прогнозируемая и чьи колебания небольшие и мало зависят от непрогнозируемых процессов на мировом рынке нефти".

Но вот что касается строительства ТЭЦ, а в особенности вложений в экологию, то они могут сделать цену вырабатываемой электроэнергии в 1,3 раза дороже! Тем не менее Latvenergo уже ведет исследования по строительству ТЭЦ с помощью германской E.ON Energy Projects GmbH — результаты должны быть в декабре. Кстати, по нормам ЕС правительство Латвии обязано провести открытый конкурс на строительство ТЭЦ — разумеется, среди предпринимателей Евросоюза.

Политические уши торчат

В преамбуле проекта решения Кабинета министров ЛР говорится о политизации энергетики со стороны России, но, надо полагать, и национальные разработки грешат этим не в меньшей степени. Во всем мире электроэнергетика на газе считается более экологическим и дешевым вариантом, чем уголь, — и та же Германия, в которой более 50% электростанций по–прежнему работает на угле, старается перейти на газ, причем российский. Французы же настолько осмелели, что в этом году полностью прекратили собственную угледобычу. Что же заставляет правительство ЛР идти по тупиковому пути?

Во–первых, налицо участие в чужой геоэкономической игре. Выполняется заказ: максимально изолировать Россию от европейских рынков, пусть даже ценой 30–процентного роста цен на электроэнергию в собственной стране. А ведь Латвия могла бы стать полноценным участником балтийского энергетического кольца, в котором важнейшую роль играло бы крупнейшее в регионе Инчукалнское газохранилище. Во–вторых, зарубежные режиссеры энергетической "диверсификации" явно хотят переложить на плечи латвийских потребителей заботы ЕС (первая стадия которого в начале 50–х называлась "Союз угля и стали") о… шахтерах Польши. Ведь если Латвия услужливо построит ТЭЦ под силезский уголек, то не придется закрывать нерентабельные шахты, а деньги за строительство станции и банковские кредиты пойдут опять же в закрома "европейского отечества". Какие же "откаты" получат государственные сановники ЛР, даже представить трудно — уголь хоть топливо и дешевое, но нужно его ой как много!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!