Из-за отсутствия кворума парламент вчера трижды провалил предложение Народной партии поддержать декларацию президента Латвии о необходимости международного признания факта оккупации. Такой сценарий заставил усомниться в стабильности правящей коалиции и в невыгодном свете выставил Вайру Вике-Фрейбергу. Ведь получается, что мнение президента не совпадает с позицией Сейма, который ее избрал.
Найдите одно отличие

Уже стало традицией, что расколы в нашем правительстве назревают в полнолуние. Вот и на сей раз у двух входящих в коалицию партий — "народников" и Нового времени — возникла идея: необходимо на парламентском уровне поддержать декларацию президента Вайры Вике-Фрейберги, с помощью которой она намерена разъяснить миру сложную историю Латвии, чтобы добиться международного признания факта оккупации.

Только вот незадача: правые партии не смогли выразить общую мысль в одном документе и написали два разных. Причем отличались они лишь ссылкой на мирный договор России и Латвии от 11 августа 1920 года, в котором "Россия без оговорок признает независимость, самостоятельность и суверенитет Латвии и на вечные времена отказывается от всех прав, принадлежавших ей по отношению к земле и народу Латвии". Вроде бы маленькая деталь, вписанная Новым временем, но стоила она парламенту нескольких лишних часов работы, а для правительства обернулась расколом в отношениях.

Распри начались в самом начале заседания, когда Сейм дружно отклонил документ, предложенный Новым временем и его единомышленниками — "тевземцами", а на повестке дня зависло еще и аналогичное предложение "народников". После чего был объявлен перерыв, во время которого Новое время и Народная партия удалились на полуторачасовое совещание. Вправить мозги партнерам по коалиции пришел сам премьер Айгар Калвитис. Но, судя по его недовольному лицу после переговоров, к консенсусу прийти не удалось.

Когда закончилась война?

Дебаты по второму документу (от "народников") открыл председатель фракции Партии народного согласия (ПНС) Янис Юрканс. Сначала лидер ПНС заявил, что из всех выступлений президента он так и не понял, когда для нее война закончилась, поскольку даты постоянно разнятся. А потом добавил, что декларация может расцениваться как попытка спровоцировать Россию. Далее парламентарий перекинулся на балтийско-американскую хартию, в которой он не нашел слова "оккупация", там говорится лишь о насильственной инкорпорации стран Балтии. "Так почему же мы не требуем признания факта оккупации у ЕС и НАТО, а обращаемся только к России?" — задал вопрос Юрканс.

Затем к микрофону подошел не менее эмоциональный председатель фракции Нового времени Карлис Шадурскис, который вдруг после провала собственного документа осознал, что декларация вовсе не нуждается ни в юридической, ни в политической оценке и ей не место в парламенте, а посему его партия отказывается голосовать. К Новому времени тут же примкнули "тевземцы", которые в лице Юриса Добелиса назвали присутствующих лицемерами.

Затишье на семь дней

Пока с трибуны выступал Калвитис, который уже почти перешел к угрозам в адрес Нового времени, ЗаПЧЕЛ удалился на совещание, чтобы определить свою позицию. Ибо именно от них уже к тому времени зависело, будет ли кворум.

В итоге ЗаПЧЕЛ присоединился к позиции Нового времени, ТБ/ДННЛ и ПНС, которые три раза подряд дружно игнорировали голосование по проекту Народной партии, тем самым не обеспечив кворума. И, согласно регламенту, голосование было перенесено на неделю.

Пока неизвестно, удастся ли партнерам за семь дней договориться, но Калвитис, так и не досидевший до окончания заседания, был расстроен. Хотя, если верить словам его пресс-секретаря Арно Пяткина, премьер не видит угрозы правительственного кризиса. "У нас есть время, и мы еще будем говорить по этому вопросу", — заявил руководитель Кабинета министров.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!