В рижском центре выселение из квартир семей с детьми считают проблемой номер один.
В отличие от бразильских "генералов песчаных карьеров", у которых, если верить песне, и жизнь–то начиналась сразу в "трущобах городских", латвийские детишки, ныне бездомные, жить в большинстве своем начинали во вполне пристойных условиях. Это уже потом их родители по тем или иным причинам потеряли крышу над головой. И, согласно решению суда, были выселены без предоставления другого жилья "со всеми зависимыми от них персонами".

– Среди проблем, связанных с защитой прав детей, эта у нас — проблема номер один, — говорит директор Рижского муниципального центра защиты прав детей Янис Гулбис. — Это самый тяжелый, долго– и трудноразрешимый вопрос. Ведь тут речь не только о крыше над головой как таковой.

Как известно, выселение и бездомность — это страшный стресс, особенно для детской психики, и какими психологическими осложнениями он обернется в будущем, даже если семья снова обретет кров, — непредсказуемо. Страшно, что большинство наших политиков высшего эшелона не только не осознает до конца трагизма ситуации, но зачастую о ней даже не знает. Мне, во всяком случае, доводилось видеть удивленные лица и слышать наивные до идиотизма вопросы: "Неужели у нас выселяют на улицу с детьми?"

Вот данные Министерства юстиции о том, сколько было рассмотрено дел в латвийских судах первой инстанции в связи с выселением из квартир (период с 1995 по 2004 год). Всего было либо выселено без предоставления какой–либо крыши над головой, либо переселено в худшее жилье (с минимальными удобствами или вообще без оных) 34,5 тысячи семей. На мой взгляд, эти цифры значительно занижены, на самом деле выселенцев гораздо больше. К тому же здесь только официальные данные.

А сколько людей, особенно из хозяйских домов, были буквально выжиты без всяких судов и прочих официальностей?

Случаи, с которыми приходится сталкиваться нам в Центре защиты прав детей, позволяют сказать однозначно: ситуация просто ужасающая. Подавляющее большинство выселенцев — семьи с детьми. За последнее время, правда, случаев, когда суд выселяет семью с детьми просто на улицу, стало гораздо меньше. И мы прилагаем все усилия, чтобы такого беспредела не было вообще. Но вот что хочется подчеркнуть в связи с этим: большинство людей, с которыми приходится иметь дело, отличаются ужасающей юридической безграмотностью!

Плюс явно не все благополучно и с системой информирования. Но как бы там ни было, когда возникают проблемы, человек очень часто не знает, как поступать, куда обращаться, где искать помощи. И к моменту, когда доходит наконец до нас, он уже реально выселен и ютится с детьми где–нибудь у друзей–знакомых, в огородной будке или какой–нибудь трущобе. И помочь ему очень трудно. Ведь у нас, как известно, в квартирной очереди сегодня стоят тысячи семей, и дождаться чего–то в обозримом будущем безнадежно…

Н о если тот же человек обратится за помощью своевременно — либо в наш центр, либо в районную комиссию своего предместья, — ему помочь гораздо проще. Наши юристы бесплатно проконсультируют, подготовят судебное ходатайство, в случае необходимости на суд может явиться и наш представитель. Кстати, не все знают, что недавно в законодательство были внесены некоторые поправки, согласно которым, если суд принял решение о выселении семьи с детьми без предоставления другого жилья, Центр защиты прав детей имеет право потребовать, чтобы выселение физически было произведено лишь после того, как самоуправление предоставит этой семье альтернативное жилье. По большому счету, такой порядок — бюрократическая чушь.

Зачем для рассмотрения ходатайства Центра защиты прав детей созывать суд вторично? Наши суды ведь и так перегружены исками выше крыши — для чего им еще лишние заседания? И не проще ли было бы вообще принять закон, в соответствии с которым семью с детьми вообще не могли бы тронуть, пока ей не предоставлено другое жилье?

Сейчас мы боремся за то, чтобы такие ходатайства автоматически вписывались в судебные решения. Пока этот вопрос до конца не решен, но спасибо уже за то, что есть поправка.

А еще в своей повседневной работе мы постоянно сталкиваемся с людьми, которые в свое время оказались выселены вообще без всяких судов. Это бывшие жильцы денационализированных домов, которых в свое время просто выгнали при помощи всяких изуверских приемчиков — отключали воду, электричество, отопление и т. д., и в какой–то момент люди не выдержали и ушли в никуда. Собственно, проблемы с домовладельцами возникают и сегодня.

И хотя мы работаем в тесном контакте с полицией, управой по найму, административной комиссией и другими муниципальными институциями, борьба с этим явлением — как с ветряными мельницами! Ну чем мы можем воздействовать — смехотворными штрафами? Так они домовладельцу как слону дробинка: платят штраф и продолжают измываться над "невыгодным" жильцом, которого замыслили выжить!

Не помогают даже обязывающие правила Рижской думы, в соответствии с которыми неплатежеспособный жилец, домовладелец и социальная служба предместья заключают трехстороннее соглашение и социальная служба оплачивает — частично или полностью — долги жильца. Домовладелец отказывается, он просто не берет этих денег! Предпочитает выгнать человека и использовать помещение более выгодно…

Хотя насчет "выгодно" — это еще как посмотреть. Посмотрите, сколько квартир у нас стоят пустыми, и их владельцы не берут жильцов! А в Германии, например, за пустое жилье владелец платит штраф. Потому что если уж ваш бизнес — сдача жилья внаем, так извольте его сдавать, а не держать пустым! Во многих странах Европы (кстати, такой порядок существовал и во времена Первой Латвийской Республики), если вы избавились от жильца и в течение месяца не сдали жилье другим арендаторам, самоуправление волевым решением может вселить к вам нуждающихся в жилье людей.

Зато в нашей стране — полный либерализм! Что хочу, то и ворочу. Ловкачи понабирали себе десятки квартир и держат их пустыми в перспективе перепродать подороже. Думаю, что только по Риге количество таких квартир исчисляется тысячами!

И в то же время по улицам бродят бездомные люди. Вам никто сегодня не скажет точно, сколько в Риге жителей. По самым скромным подсчетам — процентов на 10–15 больше, чем значится в официальных статистических данных. Просто часть бездомных нигде не зарегистрирована, они как бы исчезли для общества. Они не находятся ни на каком учете, их как бы вообще не существует!

Но они существуют — в замкнутом круге: их вышвырнули из квартиры, у них нет работы, нет адреса, нет возможности получить социальную помощь. А когда подрастут их дети, то, будучи "неучтенными", они тоже не смогут ни на что претендовать — ни на жилье, ни на работу, ни на какую–то достойную жизнь…

Записала Марина БЛУМЕНТАЛЬ

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!