Гроза латвийских властей — верховный комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль–Роблес преподнес нашей элите очередной новогодний подарочек в виде анализа ситуации в Латвии.
Ничего утешительного для латвийских властей в докладе международного правозащитника, профессора права из Испании нет. Из анализа комиссара видно, что Латвия разительно отличается — в худшую сторону — даже от соседней Эстонии.

Комиссар Совета Европы Альваро Хиль–Роблес стал настоящим бичом для латвийских властей. Наши национальные политики уже и не знают, как отбиться от навязчивого международного чиновника. Даже некогда упорный ван дер Стул кажется очень бледным на фоне горячего испанского правоведа. В своем итоговом докладе, представленном в декабре Комитету министров Совета Европы (в комитет входят представители властей всех стран–членов СЕ), г–н Хиль–Роблес в весьма мрачных тонах описал ситуацию в нашей стране — в области гражданства, прав нацменьшинств и образовательной сфере.

Комиссар особо подчеркнул, что у латвийского государства остается еще немало проблем, связанных с интеграцией русскоязычного населения, которое достигает приблизительно 40%. Самая сложная и самая поразительная (характеристика комиссара!) проблема, все еще стоящая перед ЛР, — число так называемых неграждан. Специально для остальных стран Совета Европы комиссар поясняет, что негражданами являются граждане бывшего СССР, которые после распада Советского Союза автоматически не приобрели гражданство и "БЫЛИ НЕ СПОСОБНЫ ИЛИ УЖЕ НЕ СКЛОННЫ ТРЕБОВАТЬ ГРАЖДАНСТВО ДРУГОЙ СТРАНЫ".

Конечно же, комиссар этим заявлением не хотел каким–то образом обидеть неграждан, обвинив их в нерешительности и нежелании отстаивать свои права. Он лишь беспристрастно констатировал факт: в тот конкретный исторический отрезок времени — в начале 90–х — неграждане в силу разных объективных и субъективных причин (общая депрессия и дезориентация после распада СССР, экономический и хозяйственный хаос, отсутствие опыта в отстаивании своих прав в демократическом обществе и т. п.) не смогли заставить тогдашнюю элиту (большинство Верховного Совета ЛР) выполнить свое первоначальное обещание и признать гражданами Латвии всех постоянных жителей страны.

Г–н Хиль–Роблес признает, что впоследствии эти люди могли получить гражданство путем натурализации, но многие так этого и не сделали. В том числе по не зависящим от них причинам — сложность процедуры натурализации, недостаточная активность государства (побуждение к натурализации). В результате в Латвии до сих пор не имеют гражданства 20% населения! Ситуация стала еще более тревожной в свете вступления Латвии в ЕС. Многие неграждане полагали, что после интеграции их страны в Евросоюз они автоматически станут гражданами европейского сообщества. Однако это не так. "Хочется спросить: возможно ли быть негражданином Европейского союза?" — как бы риторически вопрошает комиссар.

"Очевидно, что такая аномальная ситуация не может продолжаться долгое время и не вызывать напряженные отношения и недовольство", — предупреждает г–н Хиль–Роблес. Он настоятельно рекомендует нашим властям облегчить процедуру натурализации, способствовать вовлечению неграждан в жизнь общества. Интеграция может быть эффективной только в том случае, если обеспечивается вовлечение всех жителей в процесс управления страной — хотя бы на муниципальном уровне.

Комиссар особо подчеркивает, что Эстония, где тоже имеются неграждане, избрала отличный от Латвии путь интеграции. Более эффективный. Неграждане получили право голосовать на выборах в местные органы власти, нацменьшинствам предоставили больше возможностей использовать свой язык в общении с госслужбами.

Реформа образования тоже осуществляется весьма мягко и постепенно — языковая пропорция 60:40 в старших классах эстонских госшкол будет введена лишь в 2007 году, при этом власти делают все, чтобы реформа никак не понизила качество образования. Эта тактика властей дала свои плоды. Русскоязычные гораздо активнее стали участвовать в общественной жизни, значительно возросло и число натурализующихся.

Но для Латвии даже балтийские братья не пример. "Латвийские власти — из страха уменьшить стимулы для натурализации — отказались увеличить права неграждан (особенно относительно избирательных прав и способности общаться с государственной службой на их собственном языке) и расширяют защиту прав меньшинства (о чем свидетельствует нератификация Рамочной конвенции)", — пишет в своем докладе комиссар СЕ. Увы, и в реформе образования власти Латвии пошли не по эстонскому пути.

"Внедрение языковой пропорции проходило в условиях недостаточного диалога с заинтересованными сообществами меньшинства и, по–видимому, с не слишком большой чувствительностью к возможным последствиям реформы. А именно — к возможности снижения качества образования из–за недостаточного количества подготовленных преподавателей", — отмечает комиссар. Очень важный вывод г–на Хиль–Роблеса: "Манера введения этой реформы, к сожалению, вызвала значительную напряженность и не способствовала интеграции".

Комиссар настойчиво призывает власти идти навстречу нацменьшинствам, всячески поощрять их стремление больше участвовать в жизни страны. Как известно, до сих пор целый ряд важных рекомендаций верховного комиссара СЕ власти Латвии попросту игнорировали. Мол, рекомендации необязательны к исполнению и мы будем действовать исходя из собственных национальных интересов. Да, Совет Европы, равно как и ОБСЕ, для нас не указ… Остается одна надежда — на Евросоюз, который в последнее время очень прислушивается к выводам экспертов Совета Европы и который взял на себя (в соглашении с Россией) обязательства ГАРАНТИРОВАТЬ права лиц, относящихся к меньшинствам.

А комиссар Альваро вполне мог бы претендовать на самого принципиального в Европе защитника прав меньшинств. Возможно, его "упертость" в достижении цели принесет желаемый (всеми русскоязычными) результат.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!