Как свидетельствуют имеющиеся в распоряжении Dienas bizness документы ("Юридический анализ учреждения, деятельности и приватизации ООО LatRosTrans и LaSam" и сообщение), их анонимные авторы призывают государство взыскать с частных владельцев VN убытки в размере 75,53 млн. латов, а также изъять доли этой фирмы в трубопроводной компании LatRosTrans. В сообщении поясняется, что "эти деньги государство не получило в результате незаконного, противоправного процесса приватизации".

И это доходы от приватизации долей капитала LatRosTrans, а также дивиденды на доли капитала LatRosTrans. Авторы документа считают: следует отменить то, что VN является владельцем долей капитала ООО LatRosTrans, следует произвести изменение статуса собственности и выяснить возможности аннулирования реорганизации LaSam, в результате которой в октябре 1997 года LaSam было присоединено к VN. "Другое дело, что приватизируются акции Ventspils nafta, так как в объединении LaSam и Ventspils nafta имеются проблемы юридического характера из-за несоответствия сумм, указанных в договоре, и потому что LaSam не принадлежат доли капитала LatRosTrans (нет состава собственности, оговоренного в договоре). Исчезло основание, опираясь на которое был сделан выбор и принято решение в пользу реорганизации и объединения LaSam и Ventspils nafta. Не был создан единый транспортный коридор, а в результате реорганизации ООО Latvijas naftas tranzits (LNT) как единственный акционер LaSam получило особые привилегии на использование преимущественного права покупки государственного предприятия Ventspils nafta", — говорится в сообщении.

Акции за посредничество

Если оглянуться на десять лет истории, видно, что частные фирмы добрались до жирного куска государственного имущества при поддержке высокопоставленных друзей. Во время правления Ивара Годманиса — в декабре 1992 года — для того чтобы добиться открытия закрытого нефтепровода, было создано латвийско-российское совместное предприятие LaSam. В LaSam Латвийскому государству принадлежал 41% акций, России — 49%, а частные фирмы SWH Riga и LatWestEast получили по 5% акций LaSam за посредничество, ничего за них не заплатив. Как признает Айвар Миллер, бывший в то время министром промышленности и энергетики, только обе частные фирмы могли организовать встречу с российскими нефтедобытчиками и создать предпосылки для возобновления работы нефтепровода, который не работал в течение трех месяцев (Dienas bizness, 08.01.1993). Но нефтепровод так и не был открыт.

Делят государственное имущество

В сообщении говорится, что в LaSam, основной капитал которого на 21 февраля 1994 года составлял 120 тыс. латов, 41% долей капитала принадлежал государству и 59% — частным фирмам. (Российская сторона в октябре 1993-го продает свою долю акций LaSam частным акционерам компании, так как Латвийское государство отказывается от преимущественного права покупки.) В сообщении также указано, что на общем собрании акционеров LaSam 21 февраля 1994 года было принято решение о выпуске акций в объеме 78,83 млн. латов, которые были бы оплачены долей государственной собственности — в распоряжение LaSam передается действующий на тот момент нефтепровод вместе со всем оборудованием и инфраструктурой, к которой до того LaSam не имело никакого отношения (стоимостью 70,95 млн. Ls), а 7,88 млн. латов должны были внести частные акционеры.

В результате акции LaSam распределились следующим образом: 90% акций у государства, 10% — у частных акционеров. Судьба этих 10% была решена быстро. Распоряжением министра государственной собственности Эдмунда Крастиньша от 7 марта 1994 года владельцами этих 10% стали две частные фирмы — SWH Riga и LatWestEast (каждая по 5%). Крастиньш обосновал свое решение двумя документами — соглашением о совместной деятельности по эксплуатации находящихся на территории Латвии нефтепровода и нефтепродуктопровода (ООО LatRosTrans) путем учреждения совместного предприятия, подписанным правительствами Латвии и России 2 июня 1993 года, и вторым — протоколом между министром экономики, вице-премьером Ояром Кехрисом и министром топливно-энергетической промышленности России Юрием Шафранником, в котором говорилось, что латвийскую сторону в совместном предприятии будет представлять LaSam.

Тот факт, что 10% передаются частным фирмам, еще тогда привлек внимание Dienas bizness, так как "ни в одном из документов правительства не был дан ответ на вопрос, что Латвия приобретет от того, что в межгосударственном совместном предприятии ее интересы будут представлять SWH Rїga и LWE". (16.03.94.) Эдмунд Крастиньш обещал тогда, что обе фирмы должны будут внести долю собственности деньгами (каждая по 3,94 млн. Ls), но не было сказано, за какое время. Как можно догадаться, это и есть один из главных аргументов, на основании которого авторы сообщения сегодня оспаривают законность произведенной сделки. "…Фактически, согласно законодательству, акционеры LaSam не произвели этот вклад, следовательно, LaSam не стало владельцем собственности," — говорится в сообщении.

Учреждают LatRosTrans

Совместное латвийско-российское предприятие ООО LatRosTrans было официально учреждено 14 апреля 1994 года. В компании 66% принадлежат латвийской стороне, которую представляло LaSam, а 34% — российской компании Транснефтепродукт. Первона чально в документах LaSam еще фигурирует как полномочный представитель Латвийского государства. Со стороны Латвии договор об учреждении совместного предприятия подписывает уполномоченное лицо Минфина Янис Коситис и вносит государственную собственность — 70,9 млн. латов в основной капитал ООО LatRosTrans (как ни странно, из всех документов явствует, что это те самые 70,9 млн. Ls, которые месяц назад якобы внесло LaSam). Авторы сообщения указывают, что из названной суммы земля под нефтепродуктопроводом с правом постоянного пользования оценивалась в 49,6 млн. латов и имущество, текущие счета и капиталовложения Daugavpils Valsts Naftas transportesanas uznemums (VNTU) — 21,29 млн. латов, согласно инвентаризационному акту, составленному экспертами в январе 1994 года.

Призывают отменить решение КМ

Авторы документа надеются повернуть приватизацию вспять, так как указывают, что распоряжение Кабинета министров (КМ) № 469 от 20 ноября 1996 года, которое безвозмездно передает частному обществу с государственным капиталом LaSam все принадлежащие государству доли ООО LatRosTrans стоимостью 70,9 млн. латов, противоречит законам о приватизации объектов собственности государства и самоуправлений, о продаже собственности государства и самоуправлений и должно быть отменено Кабинетом министров или Конституционным судом с момента его принятия на основании Закона о порядке работы КМ. Правила КМ № 469 "О статусе учредителя и участника латвийско- российского совместного предприятия по транспортировке нефти и нефтепродуктов ООО LatRosTrans" определяют, что учредителем и участником ООО LatRosTrans с латвийской стороны является LaSam.

Авторы сообщения пишут: правительство поверило представителям LaSam, что компания является настоящим инвестором в LatRosTrans. До того полномочные представители акционеров LaSam (в сообщении названы, например, Айвар Лембергс, Вилис Криштопанс, Ояр Кехрис, Эдмунд Крастиньш) еще 5 декабря 1995 года приняли решение о создании "фиктивного" (ненастоящего, без покрытия) основного капитала в размере 79 млн. латов с целью осуществления манипуляций с государственной собственностью, говорится в документе.

Приватизируют и VN

В документах изложено, что руководство LaSam разработало и предложило Агентству приватизации проекты приватизации VN, которыми предусматривалось, что обе компании будут объединены с целью создания единого транспортного коридора. Схема объединения основывается на том, что LaSam стало владельцем государственной доли капитала LatRosTrans, одновременно LNT на основании преимущественного права покупки становится единственным владельцем акций LaSam и с присоединением VN приобретает пакет акций в государственном АО VN, а также, купив акции компании при публичном предложении и с учетом 5% зарезервированных государственных акций, становится держателем контрольного пакета VN. В документе также указано, что при приватизации долей капитала LatRosTrans государство могло продать их с аукциона и правом преимущественной покупки обладал бы второй участник LatRosTrans — АО Транснефтепродукт.

В целом документы весьма запутанны, трудно проследить за аргументацией. Но, как свидетельствуют и публикации Dienas bizness прежних лет, есть факты, которые заставляют усомниться в том, что все в этих сделках произошло честным путем. Но рано говорить о том, что были допущены нарушения законов. Выводы из аргументов может сделать только суд, руководствуясь законодательством, действовавшим в тот момент.

Материал публикуется в сокращении. Перевод "Телеграфа"

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!