Вчера национальные СМИ распространили новость практически сенсационную: Латвия собирается вместе с подписанием договора о границе с Россией выпустить некую "одностороннюю декларацию". В ней будет объявлено о том, что ЛР придерживается договора 1920 года и не намерена отказываться от Абрене.
Просто к вопросу территориальной принадлежности Пыталовского района Псковской области предполагается вернуться в более уместной ситуации.

Вот теперь–то понятны все мистические "брачные танцы" вокруг договора о границе. Ясно, что Вайра Вике–Фрейберга отказалась собственноручно скрепить его в Москве именно в силу юридической несостоятельности подобного, с позволения сказать, "международно–правового акта".

Будущему послу ООН очень не хотелось бы предстать посмешищем. Типа супруги делят квартиру, а муж говорит, что вообще–то он оставляет жене всю жилплощадь, но в кладовочку время от времени будет наведываться… Сомнительные прерогативы подписания договора теперь возложены на министра иностранных дел Артиса Пабрикса, и тот очевидным образом нервничает. В интервью газете Diena шеф латвийской дипломатии заявил: "Я никого не обвиняю… Но у меня есть такое ощущение, что Россия хочет спровоцировать дискуссию о территориях, об Абрене, и игра будет выглядеть так, чтобы в случае, если договор о границе не удастся заключить, сделать Латвию виновной".

Блестящий пример манипуляции фактами, особенно если учесть, что мнящая себя объективной Diena НИ СЛОВОМ не упомянула о подлинной провокации, имевшей место в сейме Латвии 21 апреля, когда фракция TB/LNNK выдвинула поправки к Закону о госгранице. Вот что тогда сказал Добелис об Абрене–Пыталово: "Мы сохраняем для Латвии все возможности в любой будущий миг вернуться к этому вопросу. Мы это ясно включаем в закон своего государства".

Тем самым именно национальное большинство парламента ЛР, по инициативе латышских "ультра", подготовило почву для срыва договора с Россией. Ибо даже самые благожелательно настроенные к Латвии российские политики не примут "увязки" договора с одновременным его ОТЗЫВОМ. Вот, например, что заявил на днях в интервью агентству Regnum координатор группы по сотрудничеству с Латвией, депутат Государственной думы России Павел Пожигайло: "И в МИДе, и премьер–министр заявили нам, что, конечно, они сами считают, что договор должен быть подписан без каких–либо дополнительных деклараций. И они приложат к этому все свои силы… Это начало диалога. Если, например, это не получится, я не собираюсь пропагандировать, что несмотря ни на что надо развивать отношения".

Надо признать — российскому гостю ЛГАЛИ. И делали это потому, что за полтора года до выборов в сейм ни одна крупная латышская партия Латвии не рискнет подставиться под критику в соглашательстве с Москвой. И на фоне растущей государственной русофобии самой конъюнктурной политикой является та, что ведет Александрс Кирштейнс.

Да только сама Россия отнюдь не рассматривает договор с Латвией как некую священную корову, которую нельзя замариновать еще годика на два — хотя бы до смены парламентариев соседней страны, которые слишком много на себя берут. В силу протяженной и неустроенной границы на Юге РФ не угрожает скорое введение безвизового режима с Евросоюзом. Тут, что называется, дел — начать и кончить. Так что договор о границе вполне может подождать, тем паче, что и в подписанном виде он имеет весьма слабые шансы на ратификацию в Государственной думе.

Ну а ближайшим политическим эффектом от продемонстрированного всеми ветвями власти Латвии нежелания вести конструктивный диалог с российскими коллегами может стать низкий уровень визита Вике–Фрейберги в Москву. Будем надеяться, что в аэропорту Шереметьево для рейса из Риги хотя бы трап найдется.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!