Надо уже давно приучить себя бережно складывать и хранить до гробовой доски любую бумажку, имеющую отношение к различным коммунальным службам. А к процессу расторжения договора подходить с особой тщательностью, всякий раз требуя письменного подтверждения расставания.
Хотя стороны и должны нести равноправную ответственность, но часто выходит, что клиенту не так–то просто вырваться из пут ненавязчивого сервиса компании. И неприятные напоминания о былых контактах появляются спустя годы.

В 2002 году Регина Шмелева решила отказаться от услуг оператора мобильной телефонной связи TELE2. Имея постоянное подключение, текущие счета она оплачивала своевременно и в полном объеме. Поэтому клиент решился на опрометчивый шаг — самостоятельно сменила номер и заключила договор с другим оператором, не урегулировав взимоотношения с прежним. Три года компания TELE2 никак не напоминала о себе, пока Регина не получила грозное напоминание от фирмы Kontant, которая занимается взысканием долгов с неплательщиков. Оказывается, экс–клиент TELE2 задолжал компании 13,21 Ls. Фирма предупреждала, что примет самые строгие меры к недоимщице, включив ее в специальный Регистр должников. Лица, внесенные в этот черный список могут не рассчитывать на получение любого кредита. За составление текста и отправку письма фирма потребовала сверх суммы долга еще 10,41 Ls за свою работу.

К сожалению, за давностью лет копию договора с TELE2 Регина Шмелева уничтожила. Но она тут же обратилась к оператору мобильной связи, заявив, что моментально погасит долг, но не собирается платить какой–то посторонней фирме за непонятные услуги. Однако телефонисты деньги брать напрочь отказались, утверждая, что "продали" свою бывшую клиентку со всеми данными фирме Kontant. Звоню по указанному нашей читательнице телефону и слышу голос автоответчика, что по техническим причинам номер не отвечает.

Зато пресс–секретарь SIA TELE2 Эвита Матисоне объяснила, что заставить должника погасить недоимки не входит в обязанности телефонной компании, этим занимаются специальные фирмы, которые перекупают клиентов вместе с их долгами. Чтобы не попасть в их цепкие лапы, надо внимательно читать договор, заключенный с оператором мобильной связи. В нем есть специальный раздел об обязательствах пользователя перед компанией. Лучше всего уладить все формальности непосредственно в центре обслуживания клиентов. Свои обязательства есть и у тех, кто приобрел дотированные мобильные телефоны. В придачу к нему обязательно заключается договор о подключении сроком на 12, 18 или 24 месяца. Расторгнуть это соглашение с выплатой неустойки можно не ранее чем через шесть месяцев.

В итоге мнимая выгода мобильников–малоценников или их бесплатность оказывается призрачной. Гораздо дешевле выходит купить сотовый по его настоящей розничной цене и не связывать себя никакими дополнительными обязательствами. Но люди, завороженные рекламой, часто этого не понимают. Не могут они и приучить себя к мысли, что долги (мнимые или настоящие) рано или поздно платить все–таки придется. Конечно, никто не будет пытать вас горячим утюгом, механизм возврата отработан до мелочей. Это и психологическое давление в виде рассылки почтовых отправлений, и всевозрастающие штрафы, и, наконец, обращение в суд. В такой ситуации вторая сторона, наоборот, оказывается полностью бесправной.

Как выяснилось, история типичная. С такими же жалобами обратились в редакцию и другие клиенты ТЕЛЕ2.

Их главный аргумент: мы же не отказывались погасить долг. Но почему нам никто о нем не сообщил? Выходит, ТЕЛЕ2 намеренно не доводит информацию до своих бывших клиентов? Может, потому, что практика перепродажи долгов уже отработана и проявлять учтивость по отношению к бывшему клиенту нет надобности?

Как утверждает г–жа Матисоне, напоминанием должникам служат вначале SMS–сообщения, рассылаемые по телефону, затем при каждом звонке включается специальный автоответчик. Правда, такое утверждение вызывает сомнение — на какой же номер посылается SMS, если карточка бывшего клиента заблокирована?

Конечно, можно послать извещение заказным письмом. Но Регина Шмелева никаких писем–напоминаний по почте не получала. Как и другая пострадавшая от "любезности" компании — Евгения Севидова. На ее просьбу предоставить подтверждение того, что напоминания хотя бы раз с 2002–го высылались на ее адрес, девушка–секретарь уклончиво ответила: "У нас тут отмечено…" Евгения в 2002 году расторгла договор с ТЕЛЕ2, причем вполне официально — с явкой в офис компании и уплатой всех счетов. Однако при расторжении ее не потрудились предупредить, что она должна выплатить компенсацию в сумме 30 латов. Теперь "выбиватель" долгов требует с нее еще 17 латов за "инкассацию". Таким образом, девушке, которая не получала никаких услуг от ТЕЛЕ2 в течение двух лет, придется расстаться за просто так с кругленькой суммой.

В нашей стране есть специальная государственная организация, регулирующая отношения между поставщиком и пользователем услуг. Это Центр защиты прав потребителей. Но там посоветовали только одно — перед подписанием внимательно изучить договор о подключении. В нем есть раздел об обязательствах клиентов. Хранить эти бумажки следует никак не меньше 10 лет. При несоблюдении сроков платежей по различным причинам уже каждый поставщик услуг выбирает свою линию взаимоотношений с недоимщиком. Все это, конечно, прописные истины. Но заметим, что договоры с такими коварными пунктами едва ли внимательно изучают подростки и неопытная молодежь, на которых в основном и рассчитаны акции с малоценниками. Здесь можно говорить только об имидже компании — вряд ли такой бизнес–стиль прибавит ей долгосрочных клиентов.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!