6 августа прошлого года член Латвийского комитета по правам человека Николай Буйвид в официальном порядке опротестовал многократно критиковавшиеся нормы нового Закона о труде. Юстиция разбиралась почти 10 месяцев — и, как ни странно, делу дали ход.
"Я рабочий, — написал в заявлении в Генеральную прокуратуру Н. Буйвид, — и мой труд, основанный на трудовом договоре, является единственным источником существования для меня и моей семьи. Юридически я являюсь субъектом Закона о труде". Одновременно Н. Буйвид напомнил о статье 2194 Гражданского закона — "чрезмерные убытки не дают ни одной стороне права отказываться от трудового договора". Статья же 91 Сатверсме ЛР гласит: "Все люди в Латвии равноправны перед законом и судом. Права человека осуществляются без какой–либо дискриминации".

Несмотря на то что конституционное право имеет высшую силу, Н. Буйвид насчитал в Законе о труде аж 5 статей, позволяющих работодателю задействовать нанятые физические лица "без их согласия на работах вне трудовых соглашений". Сама по себе статья 57 Закона о труде так и называется: "Проведение работ, не предусмотренных в трудовом договоре". Николай Буйвид считает, что наличие в Законе о труде "чрезвычайных" статей нарушает и статью 96 Сатверсме — в том, что касается права человека на частную жизнь.

Впрочем, Николай Буйвид не отказывается от работ, которые регламентирует статья Сатверсме 106 пункт 2, — "участие в ликвидации катастроф и их последствий и работа по решению суда". Однако все остальные статьи латвийского трудового законодательства, разрешающие "форс–мажорные" работы, укладываются в определение Европейской комиссии по правам человека: "Элементами принудительных работ являются, во–первых, такие работы, которые работник ведет против своей воли, и, во–вторых, если требование вести эти работы или оказывать эти услуги является несправедливым или мучительным либо работа или оказание услуг выявляют неотвратимые трудности".

В общем и целом, латвийский правозащитник оспорил 57–ю, 136–ю, 139–ю, 143–ю и 144–ю статьи Закона о труде. И вот 2 июня пришел ответ из Генеральной прокуратуры — за подписью прокурора департамента защиты прав лиц и государства г–на Илстерса. "После детального анализа нормативных актов в Конституционный суд направлен иск о несоответствии статей… Закона о труде 106 статье Сатверсме Латвийской Республики, Конвенции от 28 июля 1930 года "О принудительном труде" и Конвенции от 25 июня 1957 года "Об искоренении принудительного труда".

Конечно, это еще не победа — но уже шаг вперед! Так простой рабочий Н. Буйвид защитил правовое государство — и заодно товарищей по классу.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!