В канун Нового года группа орденоносцев и прочих лиц, имеющих, как они сами полагают, "заслуги в восстановлении независимости", приняла решение о создании народного трибунала Латвии. Первое же заседание альтернативного органа судебной власти оказалось на редкость продуктивным.
На нем к высшей мере наказания были приговорены сразу три высших должностных лица страны — президент Вайра Вике-Фрейберга, премьер Айгарс Калвитис и министр иностранных дел Артис Пабрикс.

103 заложника священной войны

В этом контексте готовность латвийских политиков добиваться отмены высшей меры наказания во всем мире отчасти выглядит попыткой в первую очередь спасти собственную шкуру.

Показательно, что эта инициатива была озвучена лишь после потрясшего мир и позорного для ее организаторов и исполнителей суда Линча над Саддамом Хусейном, а не до него. Хотя наш министр обороны Атис Слактерис и поспешил заявить, что направляемые в Ирак в порядке ротации 103 латвийских солдата, возможно, являются последними миротворцами в этой стране, никто не рискнет утверждать, что все они вернутся домой. Казнь Хусейна, которая является результатом политики Белого дома и примкнувшей к нему "антииракской коалиции" (в которую входит и Латвия) только подлила масла в костер, на котором Джордж Буш-младший упорно сжигает гражданское общество Ирака. Только теперь по-настоящему начинается священная война всех против всех. А там, сами понимаете, на все воля Аллаха. Может, министр все же поторопился с отправкой.

ВВФ второй раз не наступила на грабли

На прошлой неделе мировая общественность стала свидетелем вторых проводов Вайры Вике-Фрейберги в ООН. На сей раз в качестве первого заместителя нового Генсека Пан Ги Муна. Отправлять нашего президента за океан принялись сразу несколько средств массовой информации ее малой (или большой?) родины — Канады. Если, выдвигая ВВФ на пост Генсека, авторы этой идеи нет-нет да упоминали о ее профессиональных качествах, то на сей раз речь шла исключительно о половой принадлежности. Секрет в том, что Пан Ги Мун по собственной инициативе или по коллегиальному решению вроде как обещал эту должность представительнице слаб…, простите, прекрасного пола.

К чести президента Латвии надо сказать, что, то ли памятуя недавнюю неудачу, то ли трезво осознавая ничтожность своих шансов, на сей раз она сама незамедлительно опровергла информацию, заявив, что в ближайшее время не планирует работать в структурах ООН. Сразу за этим и новый Генсек огласил свой выбор. Он действительно назначил своим заместителем женщину -- министра иностранных дел Танзании Ашу-Роуз Мигиро, о ВВФ даже не заикаясь. Оно и к лучшему, ведь должен человек отдохнуть после праведных трудов на протяжении восьми лет.

Границу проведут без демократических излишеств

Несмотря на суровый приговор народного трибунала, одно из осужденных им деяний не просто продолжается, но даже стремительно развивается. Уже на этой неделе, сразу после возвращения одного из высокопоставленных "осужденных" из отпуска, начинается работа над договором о границе Латвии и России. Она обещает быть ударной и скоротечной. Чтобы обсуждение опять не завязло в пустопорожной парламентской риторике, Кабинет министров даже запросил мандат на подписание этого договора.

Кроме самопровозглашенного народного трибунала подобный порядок вещей не может устроить и часть правящей коалиции. В частности, депутатов от объединения "ТБ"/ДННЛ. Потому они пытаются всячески затормозить подписание документа, используя малейшие юридические уловки. Самым распространенным способом является отрицание нормы, что референдум за вступление Латвии в ЕС одновременно являлся волеизъявлением, определяющим границы Латвии в нынешнем формате, то есть без Абрене-Пыталово. "Тэвземцы" во что бы то ни стало хотят инициировать новый референдум о статусе Абрене, на котором рассчитывают получить эмоциональное протестное голосование.

Учитывая факт, что эмоции и прагматичность в данной ситуации несовместимы, работа над договором особо не афишируется. Это редкий случай, когда прозрачность процесса и игры в демократию способны только навредить. Должны же мы наконец устранить последнюю формальную преграду, мешающую нормальному развитию добрососедских отношений. Да и Евросоюз не может бесконечно жить без границы на Востоке.

За нас и за вас — за средний класс!

При желании любую страну можно назвать "страной контрастов", но Латвию это обозначение характеризует особенно точно. Начало года в стране ознаменовалось отменой "потолка" арендной платы в денационализированных домах и неизбежным повышением тарифов, подхлестывающим рост инфляции. Министр экономики Юрий Стродс уже выразил готовность гасить этот процесс новыми налогами. И это в ситуации, когда исследование авторитетной международной аудиторской и консалтинговой компанией Deloitte признает, что Латвия с уже существующими государственными поборами весьма далека от понятия "налоговово рая". Потому чуть ли не громом с ясного неба звучат откровения экспертов, что в Латвии наконец начал появляться средний класс. Удивительно, но опросы среди населения действительно показывают некий оптимизм среди народонаселения страны. А это означает, что наконец появилась область, в которой мы можем стать единственными и неповторимыми в мире — в том, что развиваемся и растем не благодаря, а вопреки суровой государственной политике и вопреки суровым приговорам "национальных трибуналов". Хочется надеяться, что это развитие продолжится вопреки еще одному тревожному показателю, способствующему возникновению подобных трибуналов, — целых 70% жителей Латвии высказываются против отмены смертной казни.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!