В печальной статистике смертности две ведущие позиции занимают суицид и автоаварии. Прошлая неделя была особенно кровавой: свою кончину на дорогах страны нашли 10 человек, в минувший уик–энд — еще двое. Kаждый год это — более 400 жизней.
Гостем последнего выпуска передачи "Обзор недели" на канале TV5, где как раз обсуждалась тема небезопасности на латвийских дорогах, был генерал полиции, ныне депутат Рижской думы Алоиз Блонскис. Ситуацию на трассах он оценил однозначно: ничего хорошего. И главная причина, на его взгляд, в том, что машин слишком много, а полицейских слишком мало.

Куда же деваются выпускники Полицейской академии? А кто куда — ни одно управление, ни один участок не может взять на работу больше людей, чем возможно по смете. Впрочем, ходят упорные слухи, что "гаишником" устроиться можно, уплатив нужному человеку "вступительный взнос" — около тысячи латов. Взятка достаточно быстро "отбивается".

Генерал посетовал и на незнание водителями правил дорожного движения. Да, ему известно, что "корочки" порой покупаются и в ряды автомобилистов вливаются свежие силы, практически не умеющие водить. Блонскис, правда, утверждает, что таких случаев немного. Гораздо серьезнее то, что в конвейерной погоне за деньгами многочисленные автошколы не дают слушателям достаточных знаний. Но закрывать школы никто не собирается. Так же как и вводить в школах обязательный урок ПДД. "Я "за", но кто за это будет платить?" — развел руками генерал.

Действительно, удивительная бедность государства латвийского по отношению ко всему, связанному с нашей безопасностью или здоровьем — от медицины до автотрасс. Между тем только за 6 месяцев этого года в тяжелых авариях пострадало 2116 латвийцев, это больше, чем за тот же период 2001–го. Погибло 216 человек, из них 9 детей. Это тоже больше, чем в прошлом году. Полицейским удалось поймать почти 7 тысяч пьяных водителей и 125 находившихся под действием наркотиков. Верит ли генерал, что введение полусухого закона поможет сократить число пьяных водителей? "Свинья везде грязь найдет", — последовал ответ.

Любопытные цифры привела Jauna Avїze. В 2000–м на дорогах Латвии погибло 699 человек, из них 415 — латыши и 180 — русские. Чуть раньше, в 99–м, из 736 погибших 447 были латышами, 201 — русскими. О чем свидетельствуют эти данные? Получается, самые опасные водители, извините, латыши? Или у них просто больше машин?

Только не надо ставить мне в вину разжигание национальной розни — я и сам понимаю, что это абсурд (хотя с цифрами, как и с фактами, не поспоришь). Конечно, национальность тут ни при чем. Вот и депутат Сейма Янис Лагздиньш, проанализировав статистику, пришел к выводу, что тяжелые аварии происходят в основном в сельских районах — там численное присутствие людей коренной нации выше.

Однако из этого можно сделать и другой вывод. На селе бьются больше, потому что полицейских там меньше, — надзора никакого, вот люди и садятся пьяными за руль.

Бьются и лихачи, превысившие скорость. Не кажется ли вам разумным установить на дорогах — хоть на столбах, как в Европе, — датчики, радары, фиксирующие скорость движения? Тогда и дорожники со своими взятками не нужны — каждый по почте получал бы чек за конкретное превышение, можно вместе с фотокарточкой. Эта идея, одна из двухсот, наряду с предложением снизить уровень допустимого содержания алкоголя в крови с 0,5 до 0,2 промилле и ужесточить наказания на езду подшофе, сейчас обсуждается в Сейме. Но датчики — это опять деньги, а их нет.

Другая распространенная причина аварий — плохое техническое состояние транспорта, что связано с бедностью населения и ужасным состоянием самих дорог. Но тут уж ничего не поделаешь: ну не можем же мы, в конце концов, положить новый и ровный асфальт сами — мы за него и так исправно платим налог. Но о том, как расходуются "дорожно–ремонтные" средства, мои коллеги уже неоднократно писали.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!