В даугавпилсских Стропах — курортной зоне, слава которой благодаря живописному озеру, а главное — чистейшему сосновому воздуху некогда гремела на весь бывший Союз, разом вырублено около 150 вековых сосен. Варвары–браконьеры здесь ни при чем. Просто власти города решили превратить тихую улочку Кримулдас в автомагистраль. На защиту природы встали жители Даугавпилса. И, кажется, победили.
С новым счастьем!

Латгальские дороги находятся в перманентно критическом состоянии. Поэтому, когда в декабре прошлого года стало известно о реконструкции улочки Кримулдас, находящейся в лесном массиве Новых Строп, жители микрорайона сначала обрадовались — наконец–то у них появится ливневая канализация и асфальтированная дорога. Очень скоро от энтузиазма местных обитателей не осталось и следа. Выяснилось, что в этой тихой курортной зоне прямо под окнами жилых домов пройдет мощная автомагистраль. Ширина дороги — 7,5 метра плюс пешеходные тротуары, протяженность — 3 километра. Стоимость проекта — 1,5 миллиона латов. Причем ни о какой ливневой канализации и речи не ведется. Зато "мешающие" дороге вековые сосны в количестве 238 штук идут под сруб… Жители возмутились.

Такая дорога им оказалась абсолютно не нужна. Тем более что на соседней улице Дзинтару уже имеется асфальтированная дорога, по которой до стропских дач курсирует общественный транспорт. Если вложить деньги в ее реконструкцию, это обойдется городу намного дешевле, чем строительство новой магистрали. И деревья не придется пилить. Об этом 19 декабря было написано коллективное заявление в Даугавпилсскую городскую думу. А вскоре из самоуправления пришел ответ: 11 января состоится встреча мэра Даугавпилса Риты Строде с жителями микрорайона, где и будут даны подробные ответы на все интересующие их вопросы. Однако за неделю до обсуждения — 3 января — на ул. Кримулдас приехали рабочие с пилами. Многочисленные звонки во всевозможные инстанции — городское строительное управление, Даугавпилсское управление среды, лесничество — никаких результатов не дали. Людям отвечали, что работы проводятся в соответствии с утвержденным самоуправлением проектом и полученными разрешениями.

Народный бунт на Кримулдас

— Всю посленовогоднюю неделю на нашей улице шла настоящая война, — рассказал "Вести Сегодня" Мечислав Трусковский. — По одну сторону баррикад оказалась затаившаяся дума и подрядчики, по другую — неравнодушные жители микрорайона. Кровью сердце обливалось, когда мы видели, как валят деревья, под кронами которых выросли не только мы, но и наши родители, наши дети… Всю неделю над вырубкой стоял запах гари и дыма: вместе с сучьями строители сжигали бытовой мусор и покрышки. И это в курортной зоне, где находится школа для детей, имеющих проблемы со здоровьем! Но никого, кроме нас, это, похоже, не волновало. Мы много раз вызывали муниципальную полицию и пожарных, тушивших костры, — ведь огонь мог перекинуться на жилые дома. Мне удалось получить копию проекта строительства дороги по Кримулдас. Выяснилось, что даугавпилсское самоуправление планировало выручить от продажи спиленных деревьев до 15 тысяч латов. Но бревна не охранялись и поэтому разворовывались. Жители улицы сами установили круглосуточное дежурство. Нашей главной задачей стало не допустить дальнейшей выпилки деревьев и сохранить от мародеров уже спиленный лес.

— От отчаяния, что местные власти нас упорно не хотят слышать, мы написали коллективное заявление в Министерство регионального развития с просьбой разобраться с вопиющей ситуацией и приостановить варварство в Стропской лесной зоне.

Хотели как лучше?

На состоявшейся наконец–то встрече местной власти с жителями Новых Строп яблоку негде было упасть — помещение большого актового зала местной школы для такого кворума оказалось тесноватым. Представители самоуправления попытались объяснить, что строительство дороги для народа — сплошное благо. По словам Риты Строде, стропские дачники на протяжении многих лет умоляли самоуправление сделать дорогу. Да жители Новых Строп радоваться должны, что она у них будет. Ведь живут они в нормальном европейском городе нормальной европейской страны, а поэтому должны стремиться к цивилизации.

Главный двинский лесничий поведал собравшимся, что лесничество действует строго по букве закона, а в массовой вырубке вековых сосен нет абсолютно ничего страшного: "Деревья, что вырублены, старые и должны были пойти под вырубку еще 50 лет назад". По закону, оказывается, действовало и местное самоуправление. Разрешение на строительство было выдано только после согласования проекта со всеми службами. А те дали единогласное добро. Мнения местных жителей не спрашивали тоже по закону: оказывается, при реконструкции уже существующей дороги (в отличие от строительства новой) публичное обсуждение не требуется. Если же кто–то считает, что проведение строительных работ незаконно — можно обжаловать самоуправленческое решение в суде. Да что тут вообще обсуждать? Ведь государство выделило на этот замечательный проект аж 1,5 миллиона латов! Строительные работы уже начались…

Однако жителей Новых Строп приведенные чиновниками аргументы не убедили. Вопросы посыпались как из рога изобилия. Подавляющее большинство — из разряда риторических.

— Всю свою жизнь я отработал лесником, — говорил седовласый старец со староверской бородой, на вид — под добрых 90. — Но я никогда не слышал, чтобы рубились здоровые, а не сухие деревья. Тем более такие сосны! Неужели латвийские законы настолько изменились?

— Почему новую дорогу прокладывают именно по улице Кримулдас? Ведь реконструкция уже существующей улицы Дзинтару в десятки раз экономичней для бюджета. Уж не потому ли, что это выгодно владельцам особняков у прибрежной полосы — богатеям, приближенным к городской верхушке?

— Правда ли, что вскоре по пожеланиям тех же сливок даугавпилсского общества, владеющих недвижимостью в Стропах, улица Дзинтару вообще будет закрыта для движения общественного транспорта и превратится в тихую пригородную улочку для местной знати?

— Почему в те же советские времена при асфальтировании улицы Дзинтару деревья на тротуарах не спиливали, а бережно огораживали? Не потому ли, что раньше дорогу делали для людей и под природу, а теперь наоборот?

— Да и куда вообще поведет злополучная дорога по улице Кримулдас? Неужели действительно пойдет через все дачи?

Маски долой!

Размечтавшихся уж было дачников прозвучавшие ответы быстро вернули с неба на землю. Оказалось, дорога строится аккурат до начала дачного поселка. Как и было прежде. Вести дорогу через весь дачный кооператив нерентабельно. Общественный транспорт здесь тоже вряд ли станет курсировать. Из тех же соображений рентабельности.

Прозвучавшая реплика "Неужели планируется срубить сотни вековых сосен и вбухать 1,5 миллиона латов только для того, чтобы построить европейскую магистраль для нерентабельного общественного транспорта?" осталась без ответа…

— Я подсчитал кольца только одной срубленной сосны, — с дрожью в голосе рассказывал залу пожилой мужчина. Ей ровно двести пятьдесят лет. Она — ровесница многих выдающихся людей, давно ушедших в мир иной. Пережила войны, лихолетье и такую историю! И жила бы еще долго. Вы хоть понимаете, что этой сосне больше лет, чем всему латышскому народу?!" Зал грянул аплодисментами, а Рита Строде пообещала собравшимся свернуть проект по строительству "хорошей дороги", раз уж она жителям микрорайона не нужна. Зато теперь, мол, она знает, что ответить трем тысячам дачников на вопрос, почему у тех не будет нормальной дороги. И кто в этом виноват.

Реплика "Позвольте, мы не против дачников, мы против головотяпства, варварского отношения к природе и разбазаривания бюджетных средств" почему–то осталась незамеченной. Точно так же, как выступление одного двинского пенсионера, мудро заметившего: "В Даугавпилсе две больницы, к которым ведут ужасные дороги. Сотрудники "скорой" всегда боятся не довезти по ним тяжелых пациентов. Может быть, в первую очередь следовало бы отремонтировать дороги? Ведь умные люди, прежде чем что–то делать, обычно долго думают. Взвешивают все "за" и "против" и только после этого принимают окончательное решение". И действительно, выпилены сосны–патриархи в курортной зоне, потрачены деньги налогоплательщиков, местные жители доведены до крайности. И все ради чего? Ради дороги, ведущей в никуда…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!