Латвийская полиция не ведет отдельной статистики по делам, объектом преступных деяний в которых становится недвижимость. Однако, по приблизительным подсчетам специалистов, речь может идти примерно о 150-180 подобных случаях ежегодно. Вот только до суда из них доходят лишь единицы, поэтому и вызывают повышенный интерес у общественности. Об одном из таких примеров сегодня и рассказывает "м2".
То, что привлечение к уголовной ответственности за преступления, так или иначе связанные с недвижимостью, дело не простое, подтверждает и такой факт: история, о которой мы расскажем, уходит корнями в декабрь 2002 года, а приговор суда первой инстанции по ней был оглашен лишь в 2006 году.

Началось все с того, что владелец (будем называть его господин Л.) половины одного из рижских частных домов (расположенного в Ильгюциемсе) решил продать свою собственность. Будучи человеком прогрессивных воззрений, делать это он стал не сам, а при помощи профессионалов — то есть маклерской компании. По совету "доброжелателей" выбор пал на ООО Latvijas Pils (в базе данных Lursoft она значится действующей и по сей день), директором которого являлся Юрий Лелюх.

Как явствует из имеющейся в распоряжении "м2" копии приговора, 24 декабря 2002 года при посредничестве представителя Latvijas Pils продавцом и супругами Н. у нотариуса был заключен договор намерений. Стороны остановились на сумме в 31 200 долларов. Из них 18 650 долларов были сразу отданы господину Л. в качестве аванса, а остальные 12 550 долларов полагались после оформления купчей. Ощутив прелесть шелеста зеленых купюр продавец на первых порах, похоже, проникся к посреднику доверием. Потому-то 10 января без каких-либо колебаний и подписал с компанией Latvijas Pils бумаги о продаже принадлежащей ему половины дома за все те же 31 200 долларов. При чем господин Л. прибывал в столь хорошем расположении духа, что согласился с просьбой Юрия Лелюха пустить супругов Н. жить в дом еще до того, как все финансовые расчеты будут завершены. О чем впоследствии, вероятно, горько пожалел.

Ведь время шло, а недоплаченные 12 550 долларов, которые отдать продавцу, теперь должна была непосредственно компания Latvijas Pils, так и не поступали. Впрочем, 31 марта 2003 года Юрий Лелюх все-таки вернул 3 000 долларов, пообещав остальную сумму, которая по согласию сторон, уменьшилась до 9 500 долларов, погасить до 22 апреля. Была выписана долговая расписка. Как вы сами понимаете, к указанному сроку долг по-прежнему оставался актуальным.

Желая вернуть причитающуюся ему сумму господин Л. готов был уцепиться за любую возможность. А потому вновь попался на уловку директора Latvijas Pils. Сетуя на финансовые проблемы своей компании, якобы у нее был заблокирован счет, тот предложил истцу такой вариант выхода из ситуации: мол, у тебя есть деньги, а у меня информация о квартире в Илгуциемсе (на ул. Мотору), которую можно по-дешевке купить, сделать ремонт, а потом супервыгодно перепродать. Прибыль, как говорится, пополам. Для этого только требовалось, чтобы господин Л. дал на приобретение жилой недвижимости еще 10 500 евро. Новую собственность маклер, разумеется, обещал записать на имя кредитора. И тот, имел неосторожность, довериться во второй раз. При чем Юрий Лелюх уговорил его нотариально заверить отсутствие финансовых претензий к супругам Н. (те, кстати, выполнили все взятые на себя денежные обязательства. рассчитавшись с самой фирмой). Господина Л. убедили, что ему не чего бояться: долговая расписка от Latvijas Pils у него оставалась на руках.

"Летом 2003 года пострадавший обратился ко мне с просьбой помочь в решении вопроса по возврату 20 000 латов — рассказал "м2" частный детектив Айвар Иванов. — На первой встрече с нами, должник пообещал отдать деньги. Было достигнуто устное договоренность о постепенному погашению долга. Но, после того, как оговоренные сроки прошли и ничего не изменилось. Юрий Лелюх заявил нам, что его юрист не видит причин для удовлетворения требований нашего клиента".

И действительно, по бумагам, предъявить претензии к Latvijas Pils было затруднительно. Тогда детективы, как говорится на их профессиональном языке, начали копать — то есть восстанавливать всю цепочку сделки. Обнаруженные факты стали веским основанием для подачи в полицию прошения о возбуждении уголовного дела. Ну а наиболее важным из обнаруженных фактов оказался тот, что 30 апреля, когда Юрий Лелюх брал у истца деньги на покупку квартиры в Илгуциемсе у третьего лица, эта недвижимость уже принадлежала директору Latvijas Pils. Еще 3 апреля он оформил на свое имя в банке соответствующий договор ипотеки. Позже данное имущество, выписав генеральную доверенность, маклер продал третим лицам. "Правда, чтобы убедить прокуратуру возбудить уголовное дело нам пришлось серьезно попотеть", — признается Айвар Иванов. Уже в ходе досудебного расследования правоохранительными органами были обнаружены новые доказательства вины ответчика.

В итоге 30 января 2006 года коллегия Рижского окружного суда (он рассматривал это дело в качестве суда первой инстанции) признала Юрия Лелюха виновным в мошенничестве в особо крупных размеров. В соответствии с пунктом 3 статьи 177 Криминального закона ЛР за это преступление полагается наказание от 5 до 13 лет. Прокуратура — просила 6 лет с конфискацией имущества. Суд же отмерил директору маклерской компании 6 лет. Правда, пока приговор не вступил в силу: ответчик подал кассационную жалобу, которую Верховный суд рассмотрит в конце года. Но как полагают опрошенные "м2" юристы, шансов на серьезное изменение меры пресечения у него не много. Ну а сам преступник ныне прибывает за решеткой: арестован он был прямо в зале суда.

***

Одной из наиболее пострадавших сторон в этом деле могут оказаться покупатели квартиры на ул. Мотору. Она сейчас арестована и, если Верховный суд оставит решение суда первой инстанции в силе, то может пойти с молотка.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!