Председатель правления Balta Dziviba датчанин Морген Андерсен считает, что после вступления в ЕС новых игроков на рынке страхования жизни в Латвии не появится. Ему оппонирует генеральный директор Seesam Life Latvia Виктор Густсонс, приводя конкретные примеры интереса со стороны британского и израильского бизнеса.
Жена вместо коровы

Морген Андерсен в новых игроков не верит.

— Не секрет, что сегодня в Латвии объемы жизненного страхования намного скромнее, чем рискового. В чем причина?

— Действительно, на "жизнь" в Латвии приходится только 6% от общего рынка. А в ЕС этот показатель в среднем составляет 60%. Я уверен, что в дальнейшем темпы роста страхования жизни будут расти в четыре-пять раз быстрее, чем рискового. Люди дорастут до того, что муж будет в первую очередь страховать не свою корову, а жену. К примеру, в Дании более 90% работающих людей имеют или жизненный, или пенсионный страховой полис.

— Какие изменения ждет рынок страхования жизни Латвии после 1 мая?

— Практически никаких. Как в законодательной области, так и в сфере предложения продуктов условия в Латвии почти одинаковы с действующими в Евросоюзе.

— Могут ли с открытием границ к нам прийти новые игроки из Европы?

— Латвийский рынок очень мал. Не вижу никого, кто может сюда прийти. По моему мнению, для таких больших стран, как Великобритания, Италия и Германия, ваш рынок слишком незначителен.

К примеру, мы в Дании тоже были озабочены этой проблемой в 1972 году, когда наша страна вступила в Евросоюз. Однако ничего такого не случилось. Появилось одно предприятие, поработало немного и через 10 лет исчезло с рынка.

Жизненное страхование — это не стандартный продукт, который можно легко продать. Поэтому приход какой-то крупной компании по страхованию жизни я почти исключаю. Более вероятен вариант появления финансовой группы, к примеру, банка, у которого также есть свой страховой бизнес. Другой путь — приход "рисковой" компании, которая потом прирастет страхованием жизни.

— А возможен вариант, когда местные жители начнут использовать услуги европейских компаний, которые не имеют представительства здесь?

— Это очень маловероятно, так как связано с большими проблемами. Во-первых, с языком. Даже превосходный английский не всегда поможет. Во-вторых, среди большого количества компаний в незнакомой стране трудно найти лучшую или ту, которая более подходит для конкретного человека. И, наконец, если произойдет несчастный случай, то возникнут сложности в переводе заключения врача, его заверения и доставке в страховую компанию…

Интерес уже есть

Виктор Густсонс ждет новых игроков.

— Кому интересна Балтия?

— На сегодня уже три компании с мировым именем заинтересовались балтийским рынком. Во-первых, номер один в Европе и седьмая в мире страховая компания из Великобритания — AVIVA. Ее представители заявили, что будут изучать рынок для того, чтобы открыть компанию в Эстонии. Кстати, они уже присутствуют через свою "дочку" Commercial Union Poland в Литве, где работают в сфере пенсионного и жизненного страхования. Во-вторых, израильская компания Klau. Ее основали советские иммигранты, выехавшие в разное время из СССР, которые имеют здесь связи и представление о бизнесе. Представители Klau, не скрывая своей заинтересованности, изучают рынок и уже переговорили со многими местными компаниями. Есть еще и третья компания с мировым именем. Но они не хотят пока себя раскрывать.

— Когда они начнут у нас работать и начнут ли вообще?

— Не могу сказать, в какой стадии находятся планы этих предприятий, так как подобная информация непублична. Перед тем как поставить точку или принять окончательное решение они не будут раскрывать карты. Однако главное — это выводы, которые вытекают из их интереса к нам. Если компании с мировым опытом и именем серьезно изучают местный рынок, значит, они видят здесь стабильность и развитие. Кроме того, они видят положительные сдвиги в культуре страхования. Они ожидают, что спрос на накопительные продукты будет расти. Для нас это серьезные симптомы.

Если сложить население всей Прибалтики, мы получим 7 миллионов жителей, что больше, чем отдельно взятые Финляндия, Норвегия или Дания. Поэтому думаю, что наш регион все-таки вызывает у них интерес.

— Что изменится с их приходом?

— Для клиентов вряд ли что-то изменится. По продуктам иностранцы не могут предложить что-нибудь новое. По доходам накопительных видов страхования наши компании также обещают более высокую прибыль. Если в Латвии гарантированный доход составляет в среднем 3,5%, то в Европе — 2-2,8%.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!