Прошли те времена, когда выборы считались очень скучным и малозначительным мероприятием. Особенно это касается Даугавпилса, где социальная активность горожан поражает воображение.
После того как поднятые старой номенклатурщицей Валентиной Ивановой профсоюзы внесли на руках в здание думы Алексея Видавского (нынче депутата сейма от ПНС), каждые последующие выборы двинского мэра стали не менее зрелищным и захватывающим явлением. Предвыборная гонка в этом латгальском городе настолько ярка и непредсказуема, что любая двинская кухарка, какой бы политической ориентации она ни была, не позволяет себе оставаться в стороне.

Объяснить такой жадный интерес электората к муниципальным выборам можно несколькими причинами. Во–первых, Двинск — городок небольшой, тут, как в деревне, все друг у друга на виду, отчего кандидатов в депутаты рассматривают не как отстраненных незнакомцев, а как конкретных соседей, отцов семейств и т. д. И, конечно, голосовать за своего учителя физкультуры или бывшего начальника цеха намного приятнее и интереснее: ты наивно полагаешь, что знаешь их "как облупленных". К тому же чувствуешь себя причастным к происходящему, словно история сегодняшнего дня вершится именно твоей избирающей рукой, твоим бюллетенем.

Во–вторых, в Даугавпилсе проживают в основном представители славянских народов и латгальцы, а темперамента им не занимать. Это вам не стойкий нордический характер, не допускающий куража и плеска эмоций! Латгальцы заводятся с пол–оборота! Ну а в–третьих, не стоит забывать, что в современном обществе власть стала ближе к народу. В этом, безусловно, есть большие плюсы, но и большие минусы. И недостаток двинского панибратства заключается в том, что в последние годы в эту самую власть рвутся чуть ли не те же кухарки и домработницы — так резко упала планка кандидатов в мэры.

Ни для кого не секрет, что сегодня в Даугавпилсе среди людей, полагающих, что им по силам взвалить на себя заботу о целом городе, разбогатевшие на купле–продаже бизнесмены и владельцы местных СМИ. А что? Очень удобно: обзавелся собственной газеткой — и хвали себя, хорошего, разнося в пух и прах конкурентов. Закон тесного курятника: клюй ближнего, гадь на нижнего. Так, например, совсем недавно потерявший раньше времени кресло мэра Рихард Эйгим (партия "Latgales gaisma") опубликовал в своей газете "Динабург" пикантную историю похождений по местному борделю (в подробностях) одного из своих конкурентов на будущих выборах — депутата Подколзина. Еще один владелец СМИ (газеты "Сейчас" и телевидения DAUTKOM), Марьян Панкевич, не скрывающий своего желания занять кресло мэра, чуть ли не каждый вечер выходит в эфир на своем собственном телеканале и, придав лицу торжественно–серьезное выражение, отвечает на извечный вопрос — что надо сделать, чтобы всем было хорошо (обычно такие размышления сводятся к ковырянию в недостатках и просчетах его конкурентов).

Не чужд саморекламе и главный редактор и издатель газеты "Миллион" Григорий Немцов. Но в сравнении с первыми двумя редактор Немцов выглядит эдаким благовоспитанным юношей, способным краснеть и бежать пошлости и откровенной грязи провинциальной политики. По крайней мере таких чудовищных карикатур, которыми пестрят страницы газеты "Динабург" и "Сейчас", в "Миллионе" не встретишь. Может быть, это связано с тем, что Немцов имеет большой опыт в журналистике (работает на этом поприще более 30 лет) и прошел хорошую советскую школу, тогда как и Эйгим, и Панкевич — новички в этом деле (первый владеет газетой чуть больше года, второй — менее 10 лет): вряд ли кодекс журналистской этики они хранят у себя под подушкой. А потому не стесняются показывать конкурентов под приторным соусом тенденциозных публикаций.

Помимо издателей, за пост мэра на предстоящих выборах в Даугавпилсе будут бороться главврач центральной больницы Айвар Здановский, нынешняя глава города Рита Строде и директор Дома Москвы Юрий Силов. Айвар Здановский зарекомендовал себя хорошим хозяйственником: некогда он поднял железнодорожную больницу. Эта заслуга помогла ему стать главврачом ЦГБ. И тем не менее Здановский — не самостоятельный кандидат. Он всего лишь запасной вариант Рихарда Эйгима, в партию которого входит. Эйгим полагает, что известность и авторитет Здановского помогут его списку получить дополнительные плюсики и, следовательно, кресло мэра, потерю которого лидер партии "Latgales gaisma" до сих пор не может пережить.

Что касается Риты Строде (неизменный член партии "Latvijas cels"), после двух лет глубокой оппозиции, в которую ее погрузил Рихард Эйгим, она здорово изменилась. Строде относится к политикам опытным, номенклатурным (еще со времен исполкомов, она занималась вопросами культуры, была вице–мэром при Алексее Видавском). Сегодня Строде стала более осторожной, предусмотрительной. Она не вступает в грязные разборки, хотя конкуренты постоянно ее на это провоцируют, а занимается исключительно городом. Она не затевает новых грандиозных проектов по созданию города–сада, но все "хвосты" Эйгима довела до конца. Самой большой ее заслугой можно считать сохранение тарифов на тепло на прежнем уровне.

Юрия Силова, представителя партии ЗаПЧЕЛ, конкуренты в Даугавпилсе рисуют эдакой "рукой Москвы". Силов, несмотря на то что последние годы работает в Риге, фигура в Двинске известная: он был первым секретарем горкома комсомола. Предвыборную гонку Силов начал, включив в свою программу спасение Динабургской крепости — уникального архитектурного сооружения, брошенного латвийскими властями на произвол судьбы. В качестве первого шага Силов собирается установить крест на месте взорванного иезуитского храма, украшавшего это место. Своих связей с Москвой директор Дома Москвы даже не скрывает, ведь для Даугавпилса эта злополучная "рука" может быть очень выгодной. Посудите сами. Сегодня россиянам принадлежит крупнейшее предприятие города — завод ЛРЗ ("Северосталь"), они договариваются о покупке другого "гиганта" — завода "Электроинструмент", и, похоже, скоро купят завод приводных цепей. Двинск еще не забыл тех времен, когда произведенные тут колбасы и шоколадные сырки тоннами скупали петербуржцы. И двинские производители до сих пор мечтают вернуться к тем оборотам. Так что московская "рука" очень даже не помешает городу, тем более если учесть, что сегодня товарооборот Латвии с Россией увеличился на 24%. Другой вопрос, будет ли эта "рука" давать двинчанам или захочет и что–то отобрать?

Увы, но угадать истинные намерения кандидатов в наше время практически невозможно. И несмотря на открытость Даугавпилса, эта проблема имеется и там: никто ни в ком до конца не уверен (за последние два–три года даже члены одних партий умудрились предать друг друга и стать заклятыми врагами). Так что узнать, каким будет новый "барин", двинчане смогут только после выборов. Не по красивым словам и разоблачительным публикациям, а по делам их.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !