Всемирный фонд защиты природы (WWF) уже не один год воюет со строителями малых гидроэлектростанций — ведь известно: возведение фактически всех малых ГЭС не обходится без больших нарушений; порой возникает ощущение, что законы вообще не для всех писаны. Латвийское представительство WWF устроило для СМИ экскурсию по Гауе, где уже работают семь малых ГЭС, а две строятся. День для поездки выбрали соответствующий — пятницу, 13–е.
Гаую убивали семь раз

Участок на Гауе, где построено семь малых ГЭС, — это тридцать с лишним километров. Реку перекрывали, меняли ее русло, то есть фактически убивали, семь раз. Уничтожили особо охраняемые биотопы… Самой первой на Гауе появилась Вариньская ГЭС (один из ее акционеров — "тэбэшник" Робертс Зиле). Она расположена в 367 километрах от устья. Стоит к ней подойти и взглянуть на реку, как тут же возникает вопрос: и это болото перед ГЭС раньше было гордой Гауей? Там, где некогда стремительное течение пробивалось сквозь камни, а в протоках шла на нерест и плескалась в лучах солнца рыба, теперь растут камыши и водоросли, которые обычно "украшают" пруды, болота и озера со стоячей водой.

Совершенно жуткий вид и за ГЭС. После углубления километровый участок Гауи превратился в искусственный канал, в котором гоняют наперегонки лишь лягушки. Член коалиции WWF и ЛАР Роландс Лебусс, вздыхая, произносит: "Как вообще допустили строительство ГЭС на Гауе? Ведь это одна из крупнейших рек! Поймите, станция на небольшой речушке приносит меньше бед. Да, водоем погибает, но в целом с экосистемой ничего страшного не происходит… Нашу страну можно сравнить с человеком: если что–то случится с капилляром, то организм будет жить, но если с аортой — наступит смерть! А Гауя — это аорта Латвии".

Вариньскую ГЭС построили настолько стремительно, что экологи толком не успели провести необходимые экспертизы, исследовать реку, а если и делали это, то… не выезжая на место. Многие эксперты брали взятки. Но теперь что–либо доказать, вычислить, сколько погибло биотопов, уже невозможно: в буквальном смысле все концы ушли в воду. Возле железобетонной дамбы к корреспондентам "Вести Сегодня" подошел депутат Сейма Александр Кирштейнс (вдобавок — член Латвийской ассоциации рыболовов) и сказал:

— Всех, кто давал разрешения на постройку этой ГЭС и проводил липовые экспертизы, нужно судить. Здесь явно и неоднократно был нарушен Закон об охране биотопов Латвии. Не понимаю, куда смотрело Министерство среды и регионального развития Латвии? Я считаю, что строительство ГЭС — преступление, его должна расследовать прокуратура!

Биолог Мартиньш Калниньш поднимает с берега несколько ракушек, говорит: "В этом месте водятся моллюски, которые в Европе охраняются еще сильнее, нежели те, в которых образуются жемчужины… На этом участке реки уничтожили как минимум четыре особо охраняемых биотопа".

Преграды для рыб

Следующая остановка — Гауенская малая ГЭС. Нас встречает представитель SIA Gaujas Hidroelektrostacija Гастонс Чекстерс, начинает оправдываться: "Когда мы строили станцию, то получили чуть ли не двадцать разрешений. Нарушений никаких не было. Нас все время проверяют и претензий не предъявляют".

Когда строили эту ГЭС, то расчищали территорию вокруг нее, ставили шлюзы, перекрывали течение, создавали водохранилище. Большая часть реки теперь находится под жаркими лучами солнца, замедляется течение. Повысилась температура воды. Роландс Лебусс добавляет: "Из–за ГЭС в реке фактически не происходит аэрации. Частники перекопали дно, углубили реку. Здесь уже нет каменистых отмелей, естественных водопадов. В водохранилище из–за нехватки кислорода не расщепляются многие органические вещества".

Независимый эксперт Армандс Розе рассказал нам, что до постройки этой ГЭС он сам проводил здесь мониторинги, говорил, как удачно происходит нерест у лососевых рыб — к примеру, у хариуса. "Тут водилась рыба, живущая в холодной воде: голавль, таймень, лосось, форель, щука, пескарь, бычок–подкаменщик, налим. А теперь появляются теплолюбивые плотва, окунь да уклейка… Как биолог, я могу сказать, что нарушений в этом месте масса".

Возле лацитской станции картина еще более удручающая: около шлюзов сплошная зеленая жижа из прогнивших зелено–бурых водорослей, у берегов — буквально болото, хотя раньше были камни и небольшие кустарники. Эксперт Айгарс Лиепиньш говорит "Вести Сегодня", что заболачивание — одна проблема, но есть и другая, очень актуальная: из–за малых ГЭС возникает эрозия морских берегов. "Реки несут к морю тонны песка, но бетонные "заборы" не пропускают его. Песок оседает возле станций и не попадает к морю".

Айгарс уверен: об этой и других проблемах даже не знает президент государства, у ВВФ до сих пор нет грамотного советника по среде. "Одно время эти обязанности выполняла Инесе Вайдере, но она экономист, а в вопросах охраны природы плавает. Да и Клуб защиты среды во главе с Арвидом Улме, который периодически составляет какие–то документы, тоже ничего существенного не делает, лишь кричит постоянно…"

Премьер–министр в бешенстве

Наш автобус подъезжает к "новостройке" в местечке Пилскалне. Там вскоре появится еще одна ГЭС — "Лаздас–3"… С возвышенности открывается отвратительная картина: на огромной территории в несколько тысяч квадратных метров вырублены все деревья, экскаваторы выгрызают ямы для будущего водохранилища, рядом уже поставлены шлюзы и бетонные блоки с металлическими защитными сетками. Спустя некоторое время рабочие начнут углублять огромный участок реки и повернут Гаую в нужном предпринимателю направлении. Роландс Лебусс делает снимки. "Кстати, некоторые фотографии фонд уже выслал премьер–министру Андрису Берзиньшу. То, что он увидел, его настолько взбесило, что на будущей неделе (уже на этой. — Прим. авт.) он намерен лично объездить все малые ГЭС на Гауе". Да и министру среды Владимиру Макарову г–н Берзиньш вставил шило в известное место и потребовал разобраться в происходящем.

Сейчас коалиция WWF и ЛАР выступает за то, чтобы на Гауе полностью снесли все малые ГЭС. Таким образом, спустя годы, возможно, хоть частично восстановятся популяции ценных и редких рыб, может, даже биотопы. Но, увы, пока действует двойной тариф, никто не захочет сносить столь выгодные малые ГЭС, ведь их владельцы затребуют та–а–кую компенсацию, что мало государству явно не покажется.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!