Серию интервью с локомотивами партий, баллотирующихся в Европарламент, Kb решил продолжить списком Союза "зеленых" и крестьян — все-таки премьерская партия. Возглавляет этот список многолетний председатель Совета по высшему образованию, профессор экономики, член Сената Латвийского сельскохозяйственного университета Байба Ривжа. С ее помощью мы отыскали-таки еще один — помимо леса — экспортный ресурс нашей страны.
— Сейчас нам кажется, что Брюссель далеко, но самом деле это не так. И вот вам конкретный пример того, как Европарламент может повлиять на то, что происходит в Латвии, скажем, в сфере образования. Европарламент решает вопрос о том, сколько средств выделить на программы по обмену студентами Sokrat и Rasmus между странами ЕС. Европарламент определяет, какая сумма будет выделена в рамках этих программ в целом и какая сумма достанется каждой конкретной стране. Сколько реально денег мы получим, зависит уже от нас — от того, сколько договоров наша профессура заключила с профессурой других стран. В рамках такого договора, например между Латвией и Финляндией, пишется проект: мол, вы нам посылаете студентов, а мы — вам, а деньги под него выделяются Европейским союзом, а "добро" на получение этих денег дает именно Европарламент…

— Не рано ли нам раскатывать губу при 9 депутатах на весь Европарламент?

— Я считаю, мы можем бороться за свои приоритеты! Ведь депутатов из новых стран-участниц ЕС будет гораздо больше — и мы можем кооперироваться, отстаивать свои интересы. Не будем забывать и о том, что у крупных и влиятельных стран ЕС, имеющих большое представительство в Европарламенте, есть взаимные противоречия. А значит, на них можно играть. Мы почему-то воспринимаем слово "лобби" в очень негативном смысле, сразу вспоминаем о коррупции. Но лоббирование своих интересов это не всегда коррупция!

— Сколько денег могут получить от ЕС вузы?

— Если в целом на региональное развитие, сельское хозяйство и социальную сферу Латвия должна получить 628 млн. евро, то конкретно на высшее образование в ближайшие три года приходится 12 млн. Ls на каждый год.

— Получим ли — вот вопрос? Вернее — освоим ли?

— Высшее образование очень старается получить деньги! Но первый год будет трудно, не хватает денег на предфинансирование и софинансирование. К сожалению, у государственных вузов нет свободных средств. Радует одно: если мы не успеем освоить все 12 млн. Ls за один год, остаток не потеряем — он будет перенесен на следующий год.

— Как вы считаете, вузы Латвии и выпускники наших вузов соответствуют требованиям рынка труда ЕС?

— Нам стоит подробнее изучать рынок труда ЕС. Результатом такого исследования в перспективе могло бы стать перераспределение бюджетных мест между факультетами: какой-то специализации следовало бы уделить больше внимания, какой-то меньше. Что же касается возможности трудоустроиться в ЕС сейчас, то это зависит от того, какая у вас профессия. Сейчас во всем мире нужны специалисты в области компьютерных технологий. Другое дело так называемые регулируемые профессии — врач, архитектор, ветеринар. В этом случае квалификацию потенциального работника могут дополнительно проверить, потребовать отчет о стаже и так далее. Ну а если вы поедете в ЕС, будучи специалистом, в котором не нуждаются, — конечно, у вас будут трудности.

Но с точки зрения структуры высшего образования — мы давно в Европе. Во-первых, у нас внедрены ученые степени "бакалавр", "магистр", "доктор" и так далее, которые соответствуют европейским требованиям. Во-вторых, к диплому уже делается приложение на английском языке. Реализуем мы и программы по обмену студентами Sokrat и Rasmus. Правда, тут у нас есть проблема: наши студенты все больше и больше едут за границу, а к нам тамошние студенты не торопятся. Нам надо добиться, чтобы и в Латвию ехали. И тут, как это ни парадоксально, сложный социальный, экономический и политический период, который переживает сейчас Латвия, может стать ее плюсом: многим студентам изучать нашу страну было бы весьма интересно. Вообще, сотрудничество в сфере образования с Европой может дать многое — ее опыт очень полезен. В частности в Европе высшее образование очень поддерживается государством. Например, в Скандинавии в вузах есть возможность учиться абсолютно бесплатно, получать стипендию, претендовать на скидки на проезд в общественном транспорте.

— А сама Латвия разобралась с тем, какие специалисты будут нужны ей в контексте вступления в ЕС?

— Сейчас наш приоритет — информационные технологии, инженерные и естественные науки. И именно на факультетах этой направленности будет больше всего бюджетных мест. На развитие программ с такой специализацией пойдут и деньги из структурных фондов ЕС. Все больше и больше требуются специалисты по окружающей среде и в области строительства, архитекторы, растет интерес к химии. Важно, чтобы выпускник вуза мог комбинировать знания. Например, имея диплом менеджера, был бы еще и специалистом в области культуры. Тогда он мог бы работать менеджером по культуре. Очень популярна в связи со вступлением в ЕС будет специальность "менеджер по проектам" — ведь кто-то должен писать европейские проекты!

— Инженеры, химики… А у нас-то молодежь все больше рвется в политологи, психологи, социологи… И что дальше — биржа труда?

— Думаю, что нет. Ведь пока основной рынок труда для таких специалистов — Рига. Но в других городах Латвии в них еще нуждаются. Экономико-социальное образование гибкое: получившие его люди могут работать в самых разных местах. И потом, вступление в ЕС будет способствовать развитию многих профессий. Например, сейчас мы редко заключаем такие договоры, как, например, брачный. Но рано или поздно мы к этому придем, а значит, понадобятся специалисты в этой области — юристы. Мы, несомненно, станем богаче, а значит, понадобятся консультанты по налогообложению, способные объяснить, сколько денег, уплаченных государству в виде налогов, можно вернуть. И еще. Не надо забывать о том, что многие люди, которые сейчас заканчивают вуз в Латвии, просто уедут на работу в Брюссель! Хотите доказательства? Сейчас в Европарламенте работает чуть более 600 депутатов, а вместе с ними в Брюсселе трудятся еще 3,5 тысячи человек из 15 стран-участниц ЕС. После расширения ЕС депутатов Европарламента станет 730, а наряду с ними в Брюсселе будут работать уже не 3,5 тысячи, а гораздо больше. Причем увеличение произойдет за счет новых стран-участниц ЕС — в том числе и Латвии.

— То есть вы хотите сказать, что мы будем выращивать молодую бюрократию для ЕС?!

— Ну да!

P.S. После этого интервью фраза бывшего экс-премьера Латвии Андриса Берзиньша ("Наши надежды на Совет по высшему образованию не оправдались…") стала почему-то особенно понятна.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!