Во вторник правящая коалиция потребовала от министра внутренних дел Эрика Екабсонса (Латвийская Первая партия) реально выполнимого и конкретного плана по повышению безопасности движения на дорогах Латвии. Случилось это после того, как в минувшие выходные в стране погибли семь человек. "Вести Сегодня" встретилась с министром Екабсонсом, чтобы поговорить о том, что же происходит и как сложившуюся ситуацию изменить.
– Это хорошо, что в обществе начали обращать внимание на то, что происходит на дорогах, — начал разговор Эрик Екабсонс. — Но в то же время по сообщениям СМИ складывается впечатление, что наступил какой–то кровавый апокалипсис. А ведь статистика показывает, что ситуация улучшается. С 1 июля по 18 октября в 2002 году в дорожно–транспортных происшествиях погибли 189 человек, за этот же период прошлого года — 179, а с начала июля по сегодняшний день в этом году жизни лишились 170 человек. Паника начинается из–за того, что погибают не два–три человека в сутки, а сразу пять, семь. И возникает вопрос у общества: почему полиция допускает, что гибнут люди? Но необходимо посмотреть — полиция ли виновата? Пример: человек напился, выполз из ресторана, завел машину и через полкилометра сбил двух пешеходов, сам врезался в столб. Не стало трех человек — кто виноват? А возле каждого кабака полицейского поставить невозможно.

Сейчас я чувствую себя, как когда–то на службе. В свое время я был командиром подразделения спецназа, в подчинении у меня служили 150 человек, и каждый день мне приходилось составлять планы. Так происходит и сейчас, но составить такой план, который раз и навсегда решил бы все проблемы, невозможно. У нас есть долгосрочные задания на будущее, есть планы на неделю, на месяц, на год. И они должны быть, их надо постоянно дополнять, улучшать, и поэтому зря иронизируют некоторые СМИ по поводу указания премьер–министра, министров и руководства госполиции.

— Вы вынесли на суд общества несколько идей по улучшению ситуации на дорогах. Это и рекламные ролики, и привязка стоимости страховки гражданско–правовой ответственности к количеству набранных штрафных пунктов и т. д. Но все это общество принимает в штыки. Как заставить общество принять все это — постепенно или все–таки силой?

— Я думаю, что прежде всего — постепенно информируя и образовывая общество, и в то же время силой, но силой закона. Свободу без ответственности называют анархией, люди всегда негативно реагируют на любые запреты, но, несмотря на это, закон должен действовать, его надо соблюдать. А что касается образования людей, мы уже нашли 126 000 латов для рекламных роликов и в ближайшее время уже получим проекты, после чего будем выбирать лучших. Если говорить о страховке и о штрафных пунктах, то эта идея не новая, такая система действует во многих странах. Подорожание страховки не коснется тех водителей, которые не нарушают правила дорожного движения. В данный момент разработаны поправки к законопроекту и по этому пункту тоже. Почему–то люди не понимают, что закон действует не для того, чтобы как–то их ограничить, а чтобы сохранить им жизнь. Разрабатываются также поправки о конфискации автомашин. Подобная практика существует и в других странах. Конечно, надо уважать права человека на частную собственность, поэтому в законе будет оговорено, что конфискация происходит не сразу, а после нескольких злостных нарушений. Что это даст… Уверен, что владелец уже не доверит свой автомобиль человеку без прав, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения и т. п. Да и сам задумается, нарушать ли ему правила дорожного движения. Можно сказать, что все эти поправки носят больше профилактический характер, чем репрессивный. Цель этих мер — чтобы через короткий промежуток времени люди все же задумались и научились культуре вождения.

— А откуда появилась идея показа этих рекламных роликов?

— Идея из мировой практики, а конкретный пример из Австралии, из штата Виктория, и из Новой Зеландии. Когда–то там за год на дорогах погибало около тысячи человек. И это несмотря на то что полиция там хорошо финансируется, о чем мы можем только мечтать. Власти увидели, что одни полицейские не справляются, и пришли к выводу, что необходимо менять культуру вождения. Вот тогда и появилась идея съемок этих клипов. В результате они оказались очень эффективными. Народ видит смеющихся молодых красивых людей, а через время они погибают, причем демонстрируется, как и в результате чего. И австралийцы задумались. В конечном итоге в Австралии и в Новой Зеландии ситуация на дорогах намного улучшилась, численность погибших снизилась на 50%.

У нас я уже слышал разговоры о том, что неэтично показывать подобное по телевизору, мол, что себе позволяет министр, но чем больше общество обращает на что–то внимание, тем быстрее решаются вопросы. Сейчас люди получают только сухую информацию, цифры, а в этих роликах показана реальная жизнь. Кстати говоря, в Америке школьников даже водят в больницы, где показывают пострадавших от ДТП. И подростки видят парализованных парней, покалеченных девушек, до них доходит, что дорога — не место для развлечений.

— Вы дали указание вызвать из отпусков всех сотрудников дорожной полиции. На что вы рассчитывали, что должны будут, по вашему мнению, делать стражи порядка?

– Это кратковременная мобилизация полицейских сил, как на праздник Лиго, например, чтобы помочь людям сохранить жизнь. Но в то же время мы понимаем, что это не исправит ситуацию в принципе. Продолжается работа по плану, разработанному в июле, и сейчас я дал задание начальнику Государственной полиции разработать план работы дорожной полиции на ближайшие выходные. И, уверен, жертв будет меньше.

— Давайте поговорим о пешеходах. Ведь зачастую они переходят улицу в неположенном месте, на красный свет, что тоже создает аварийную ситуацию. И главное, они совершенно не боятся наказания, ведь до сих пор не было слышно о том, чтобы хоть одного из них оштрафовали…

— Хм, хороший вопрос. Об этом я тоже говорил с начальником полиции — чтобы обращать внимание и наказывать пешеходов. Сейчас все внимание направлено на водителей, хотя в этом году из всех погибших 12% пешеходов. В минувший понедельник на совещании начальников всех служб я дал указание дополнительно работать в этом направлении, так как в одном из рейдов обратил внимание на то, что на переходящего в неположенном месте дорогу человека сотрудник дорожной полиции никакого внимания не обращает. В ноябре начнет работать программа, главной целью которой будет оснащение пешеходов в районах отражателями, потому что часть погибших на дороге водители в темноте попросту не заметили.

С другой стороны, штраф за переход улицы на красный сигнал светофора небольшой. Но тут речь должна идти о том, что нарушитель обязан знать, что наказания он не избежит. Пусть хоть один лат, но он заплатит. К примеру, в Голландии, если водитель при обгоне пересек сплошную разделительную линию, он заплатит крупную сумму. Не важно: сразу, если богатый, или постепенно, если бедный. Вот такую же систему можно было бы ввести и с пешеходами у нас. Они должны знать: только ступили на дорогу при красном сигнале светофора, сразу должны платить. Их тоже надо заставить соблюдать закон. И важно знать, что каждый пешеход, переходящий улицу на красный свет, показывает дурной, но заразительный пример детям.

Я хочу еще сказать, что образование людей, их информирование не входят в функции полиции. Да, полиция должна проводить профилактические меры, но одна она не может выполнять сразу две функции: стоять на страже закона и воспитывать общество. Поэтому во все программы должно включиться и Министерство образования. В школах необходимо проводить занятия по правилам дорожного движения. К примеру, в Америке молодой человек не пойдет на красный сигнал светофора, это для него не считается чем–то особенным, как у наших подростков, которые, перебегая улицу перед несущейся автомашиной, показывают свою "крутость". На самом деле это самая настоящая необразованность. Жаль, что они этого не понимают…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!