Признаюсь, я был несказанно удивлен, когда Эрнесто Преатони (мы встретились с ним в его рижском отеле, где он остановился проездом) приветствовал меня несколькими русскими фразами. Как оказалось, это связано с его будущими бизнес–планами, которые простираются именно в российском направлении.
— В свое время вы были вовлечены в нашем прибалтийском регионе в различные громкие скандалы…

— У меня никогда особых проблем здесь не было. Это скорее местные СМИ раздули. А я всегда занимался своим делом. В моем бизнесе всегда очень важен момент, когда ты приходишь в конкретное государство. Одно время я стремился закупать в Эстонии и Латвии различные объекты. Но теперь думаю, что уже нет смысла приобретать что–то новое. Я буду развивать те объекты, которые уже купил.

— Вы уходите из нашего региона?

— Вы знаете, мне всегда нравилось работать на перспективу, осуществляя какие–то стратегические планы. Я как пионер, который всегда стремится к тому, что до него никто не делал. Например, в 80–е годы, когда в Италии наблюдался кризис в сфере недвижимости и уже никто не верил в этот рынок, я пошел против всех. Я покупал объекты, о которых все думали, что в их покупке нет никакого смысла. Но потом в течение ближайших 5 лет ситуация изменилась, и я сделал очень успешный бизнес.

И в других областях я тоже был первым в родной Италии. А потом я вышел за рамки своей страны. Скажем, 15 лет никто не знал, что такое Шарм–эль–Шейх. Я был первым, кто вложил туда деньги. А сейчас это самый популярный египетский курорт. Я был первым иностранным инвестором, который вложил в Эстонии деньги в недвижимость. И я был одним из первых, кто сделал это в Латвии, а также кто пришел в российский Санкт–Петербург.

По большому счету моя работа заключается в том, чтобы видеть, что произойдет с конкретным рынком через какое–то время. Куда вкладывать деньги? Я вижу, что в Латвии рынок уже устоялся. Тут следует развивать то, что уже есть. Каких–то новых инноваций не надо делать. Вот почему я и говорю, что здесь я тоже уже не нужен.

Хотя, конечно, я очень рад, что в свое время пришел в Прибалтику со своим бизнесом. В Риге у меня много объектов. Самый большой из них — это, конечно, торговый центр Domina Shopping.

— Интересно, а сколько всего денег вы инвестировали в нашу республику?

— Мне сейчас трудно подсчитать общую сумму, потому что все начиналось уже довольно давно. Но одно ясно: инвестировано было очень много. Я могу сказать, что на данный момент рыночная стоимость всех моих объектов в Латвии составляет порядка 300–350 млн. EUR. Причем есть два объекта, где строительство еще не начато.

Понимаете, тут не так важно, сколько было вложено, важнее, сколько то или иное имущество стоит на данный момент. Скажем, для центра Domina покупалось 5 разных кусков земли — у государства, у частных владельцев. Цены были самые разные. А теперь ситуация уже совершенно другая. Сегодня Domina Shopping стоит уже свыше 100 млн. Хотя в свое время меня даже называли сумасшедшим, поскольку никто не верил в то, что в этом месте можно создать нечто подобное.

— Вы такой "неуловимый". Где вы постоянно живете?

— Всего у меня 6 мест, где я как бы живу. Но если говорить о строении, которое я могу обозначить как свой дом, то тут я бы назвал виллу на озере Комо. Кроме того, мне очень нравилась квартира в Старой Риге на улице Паласта, в бывшем дворце Петра. Но потом там построили супермаркет, стало шумно и как–то неуютно.

— Сколько у вас бизнес–объектов?

— 50–60… Впрочем, объект объекту рознь. У одного объекта может быть 20 домов. Скажем, у меня есть большой курорт Coral Bay. Вроде бы это один объект. Но по–настоящему это огромная территория, на которой расположены различные здания, казино, центр дайвинга, спа–центр, 19 ресторанов и пр. Так что это — один бизнес или, скажем, пятнадцать?

— А как много человек на вас работает?

— Около пяти с половиной тысяч. Хотя увеличение тут все время происходит, потому что гостиничная сеть постоянно растет. Как я говорил, сейчас я хочу пойти на русский рынок — Санкт–Петербург, Москва, Ростов–на–Дону, Краснодар, Новосибирск, Омск. В Питере уже один объект закончен, второй на подходе.

— Вы уходите на Восток?

— Там очень хорошие возможности. Хотя я понимаю, что меня ждут определенные сложности. В целом я работаю так. Я нахожу настоящего человека и ставлю его на реализацию своих идей. Тогда у меня еще остается много времени для себя.

Правда, самая большая проблема — как раз найти таких подходящих менеджеров. Иногда получается, что я выбираю неправильных людей. Подобный случай произошел совсем недавно… И тогда все каждодневные рутинные обязанности приходится нести на своих собственных плечах, что отнимает много времени.

— Что бы вы могли посоветовать Латвии в стратегическом плане?

— Обычно никто такие советы не слушает. Так зачем тратить на это время? Можно прийти и начать делиться своим опытом: сделайте это, это и это. Как самый умный. Может быть, кто–то и послушает. Но я все же думаю, что опыту научить нельзя. Это просто невозможно!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!