Швейное производство Латвии переживает нелегкие дни. Десятки известных когда–то предприятий почили в бозе, а те фирмы, что остались, выполняют заказы для западных компаний и даже на наш рынок выходят под чужими брендами.
Но вот в Эстонии предприятие Baltic Group не только на плаву, но и успешно развивается. И не стесняется выходить на рынок под собственными именами. Они отлично известны и в Латвии: Monton, Baltman, Mosaic, Ivo Nikkolo. На днях в Риге побывал председатель правления Baltic Group Мелис Милдер — Латвийский олимпийский комитет выбрал именно эту компанию для пошива одежды для сборной страны на Олимпийские игры в Пекине в 2008 году. "Вести Сегодня" удалось побеседовать с г–ном Милдером.

У эстонской компании давние традиции, еще с довоенных времен. Правда, тогда было несколько небольших фирмочек. Мощное производство построили в 1961–м. Сам председатель правления — профессиональный швейник, на предприятии с 1987 года. Помнит, как в начале 1990–х "60 процентов их рублевого рынка рухнуло", нужно было искать новую нишу. Куда только не поставляли продукцию за это время — в США, Швецию и даже в Ирак. Сейчас работают только со странами Центральной и Восточной Европы. В первую очередь — на Балтию, Россию, Украину. В Латвии сейчас продается 12 процентов одежды компании, в 2002 году здесь была создана торговая фирма Baltica Latvija, у которой сеть магазинов.

Своего производства у эстонской компании в Латвии нет и не планируется. Как говорится, не до жиру. Ведь в Эстонии те же проблемы с рабочей силой, что и у нас. И все же 800 человек на четырех эстонских предприятиях работают, а всего в компании, с учетом торговой сети, занято 2000 человек.

— Чем удается привлечь людей на производство?

— Ничего сверхъестественного, — объясняет Милдер. — Средняя зарплата у нас — около 500 евро брутто. Не так много, но и не ниже, чем средняя по стране. У нас много опытных работниц — с 20–30–летним стажем. Менять в этом возрасте что–то нелегко. Да и надо ли? Фирмы швейные есть, и там могут даже предложить выше зарплаты, но где уверенность, что они не лопнут? А у нас традиции. Два раза в год отмечаем опытных работниц. Вот, например, видите часы, которые ношу я? Точно такие же вручаем и тем, кто давно работает. Святая святых предприятия — дизайнеры. Их 15, все эстонцы. По словам участвующей в беседе директора Baltica Latvija Маруты Эргле, они, в отличие от итальянцев и испанцев, "хорошо чувствуют образ нашей жизни, пропорции".

Другой важный момент: пять лет назад у компании было 30 магазинов, и доля розничной торговли в общем объеме оборота составляла 25 процентов. А сегодня у нее 120 магазинов, и доля торговли увеличилась до 80 процентов. Это позволяет оперативно реагировать на запросы потребителей. Каждую неделю в Таллине руководители просматривают оперативную сводку и моментально поставляют заказ.

— А сколько времени требуется, чтобы сшить новинку и поставить в магазины?

–Обычно новые тенденции в моде находят воплощение в одежде месяца через два. Компания работает с импортными тканями — итальянскими, турецкими и даже китайскими, — говорит Мелис Милдер. Впрочем, не все заказы Baltic Group размещает на собственных предприятияx. Две трети — в Китае. Можно ли быть уверенными в качестве китайской продукции? Ведь латвийские швейники говорят, что у них даже строчка неаккуратная…

"Все зависит от самого заказчика, — уверен Милдер. — Если заказчик требует качество, то оно обязательно будет. Англичане уже в середине 1990–х начали размещать заказы на пошив классических костюмов в Китае. Так вот, если в 1995 году такой костюм в Англии можно было купить за 100 фунтов, то в 2007–м — за 80 фунтов и даже за 50! То, что 15–10 лет назад в Западной Европе было доступно лишь для высшего общества, сегодня может позволить себя средний класс, да и ниже среднего. Благодаря китайским заказам в Лондоне или Стокгольме люди могут позволить чуть ли не каждую неделю покупать новую модную одежду".

Есть и специфические заказы, которые в Эстонии просто не делают, скажем, из шелка. Так может, есть смысл вообще отказаться от собственного производства? "Это было бы опрометчиво, — считает Милдер. — Был момент, когда европейский рынок закрыли для китайских товаров. Но для нас это не стало крахом — есть ведь и собственное производство".

Кстати, в этом году оно будет модернизировано. На базе двух таллинских предприятий построят одно.

Оборот эстонского швейника в прошлом году составил в пересчете на наши деньги 40 миллионов латов. Немного? По сравнению с крупными торговыми компаниями — возможно. Но фирма неуклонно идет вперед: за три месяца этого года рост продаж по сравнению с тем же периодом прошлого вырос на 40 процентов. И не свидетельство ли ее авторитета то, что латвийские олимпийцы будут одеты в одежду, сшитую эстонской компанией? Да и не только олимпийцы. Baltic Group выбирает и футбольная сборная Латвии, и хоккейная. Да и глава олимпийского комитета Украины Сергей Бубка отдал предпочтение для пошива одежды своей олимпийской дружине эстонцам.

Хотя, казалось бы, стартовали–то в начале 90–х все с одинаковых позиций…

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !