Известный российский эксперт станет участником рижской конференции о советском наследии.
Как мы сообщали, на следующей неделе Балтийский форум проведет в Риге международную конференцию на тему "Наследие СССР: в чем заключается правопреемственность России и других стран". Вопрос правопреемственности часто муссируется в Латвии, особенно в свете дискуссии по границе. На форум съедутся известные российские политологи, эксперты, среди них и первый заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН академик Александр Дынкин — в свое время он был советником премьер–министра РФ, ныне входит в советы нескольких министерств и правительства. В телефонном интервью "Вести Сегодня" он ответил на несколько актуальных вопросов.

— Александр Александрович, что бы вы хотели услышать на рижской конференции?

— Россия заявила о том, что является правопреемником СССР в определенных областях, еще в 1991 году, годом позже этот факт подтвердили в своих соглашениях с новой Россией и некоторые западные страны. С той самой поры периодически возникают споры о том, за что именно "отвечает" Россия применительно к советскому наследию. Очень часто под соусом правопреемственности на новую Россию пытаются возложить вину за сталинские преступления. Такие попытки, разумеется, лишены всяких правовых оснований. Надеюсь, что на этой конференции мы сможем с латвийскими коллегами подробно обсудить вопрос правопреемственности. Пора уже поставить точку в этом споре и закрыть данную тему.

— Дискуссия по советскому наследию в Риге еще впереди, а вот мюнхенская конференция, на которой выступил президент РФ, уже стала историей. Точнее, саму конференцию можно назвать исторической, учитывая, что именно сказал на ней В. Путин. Западные политики и СМИ речь российского президента уже назвали заявкой на новую холодную войну. А как считаете вы?

— Президент РФ, как мне кажется, меньше всего хотел начинать новую холодную, или, пользуясь лексикой некоторых масс–медиа, "прохладную войну". Давайте вспомним, что предшествовало мюнхенскому выступлению В. Путина. А предшествовал ему целый ряд антироссийских заявлений. Застрельщиком еще год назад выступил вице–президент США г–н Чейни, когда в Вильнюсе обрушился на Россию с жесткой критикой. Затем к антироссийской риторике подключились американские конгрессмены, в том числе такие влиятельные, как Лантос и Лугар.

Последний на конференции в Риге даже заявил, что "энергетическая угроза" со стороны России должна рассматриваться как угроза безопасности странам НАТО и может быть задействован даже пятый параграф устава НАТО. Буквально за несколько дней до мюнхенской конференции новый министр обороны Р. Гейтс зачислил Россию в список возможных стран-врагов США. В Мюнхене президент РФ посчитал необходимым четко обозначить позицию России во внешней политике.

Он заявил, что Россия является последовательным противником однополярного мира, привел и конкретные примеры, к чему приводит попытка управлять миром из одного центра. Не считаю, что реакцию России на выпады в ее адрес, на попытку создания однополярной системы стоит расценивать как объявление холодной войны. Россия уж точно не заинтересована в каком–то противостоянии с США или Евросоюзом. Выступление Путина — это не холодная война, это предупреждение партнерам России, всему миру, что нельзя дальше подобным образом — с помощью силы, не считаясь с нормами международного права — реагировать на имеющиеся проблемы и вызовы. Ирак уже наглядно показал, к чему такая политика односторонних решений приводит.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!