Классик западной социологии Эмиль Дюркгейм называл самоубийц "робкими убийцами". Жизнь, однако, показывает, что некоторые из них вовсе не робкого десятка…
В минувший четверг в Таллине самоубийца с поясом "шахида" взорвал полицейскую машину, из-за чего погибли 30-летняя констебль-кинолог Юлия Горбачева, ее питомец по кличке Брейн, а трое полицейских получили тяжелые травмы (одному оторвало ногу). Сначала все подумали, что это террористический акт, которым Прибалтику уже месяц пугают спецслужбы США и Европы. Но потом оказалось, что это была банальная бытовуха, которая может произойти где угодно и с кем угодно…

"Размажу по стенке"!

Удивительно, что незамысловатое, по сути, происшествие породило множество различных версий. А раз до истины не докопаться, будем считать, что правда где-то рядом. Итак, официальная версия гласит, что в 2.48 в полицейский участок поступил звонок из квартиры, которая находится в одном из таллинских "спальников" на Ыйсмяэ теэ (улица Ыйсмяэ). Звонивший сообщил, что по балкону разгуливает незнакомый человек. Полицейские решили, что имеют дело с обычной кражей, и направили к месту происшествия обычный патруль. Ровно через шесть минут сотрудники правоохранительных органов подъехали к злополучному дому. У подъезда их встретила хозяйка квартиры, которая рассказала, что к ней в гости пришел знакомый, 50-летний Евгений Ивашкевич. Между ним и еще одной женщиной, находившейся в квартире, разгорелась ссора. Ситуация, в общем-то, банальная, если не считать того, что гость был обвязан взрывчаткой и грозил "размазать всех по стенам". Причина такого поведения объяснялась просто: Евгению Ивашкевичу изменила любимая женщина.

Сначала полицейские не поверили. "Обычный хулиган!" Разве в их практике не было случаев, когда во время семейных ссор, особенно если страсти подогреты алкоголем, кто-то грозится взорвать всех своих обидчиков при помощи пустой коробки, бутылки, банки из-под кофе итд.? Опера настолько привыкли к такого рода информации, что порой даже не обращают на нее должного внимания. Из-за этого непрофессионального "пофигизма", если так можно выразиться, некоторые и гибнут, и не только в Таллине. Помните, как 29 июля 2003 года в Риге, на улице Квелес, 15, когда психически неуравновешенный 22-летний кикбоксер Илья Матей зарубил самурайским мечом 32-летнего полицейского Роберта Кариньша? Еще одному сотруднику правоохранительных органов по имени Андрис убийца практически отрубил руку и сломал ногу, а также нанес множество глубоких ран в области груди. Тогда тоже "не думали", что какой-то псих сможет самодельной железякой убить человека…

Только столкнувшись с Евгением Ивашкевичем лицом к лицу, полицейские поняли, что угрозы "хулигана" могут быть вполне реальны. На место происшествия вызвали спасателей, саперов, кинологов, группу быстрого реагирования, "скорую" и других специалистов. Им удалось выманить буйного визитера на улицу, где он попросту… исчез. Полицейские оправдываются тем, что, мол, было темно. Минут десять его искали, но безуспешно.

Роковая халатность?

По поводу дальнейших событий дажу у официальных кругов и очевидцев имеется несколько версий. Первая: вынырнувший из темноты "хулиган", на глазах обернувшийся "террористом", протиснулся в открытое окно полицейского пикапа и схватил констебеля-кинолога за голову. Практически сразу же к машине подбежали трое полицейских, которые попытались оттащить за ноги обезумевшего "шахида". Потом раздался взрыв. Согласно другой версии, озвученной пресс-секретарем Пыхъяской окружной прокуратуры Эрле Руди, преступник, усевшись в пикапе рядом с Юлией Горбачевой, потребовал, чтобы полицейские опустили оружие и выполнили другие его требования. Не дождавшись ответной реакции, он "нажал на кнопку". По третьей версии, Евгений Ивашкевич проникнув в полицейскую машину, уселся на колени к Юлии Горбачевой, после чего привел взрывное устройство в действие. Очевидцы также утверждают, что преступник перед тем как подорваться, крикнул: "Поехали!" И в ту же секунду прогремел взрыв. У находившихся в салоне пикапа, то есть у самоубийцы и кинолога, шансов выжить не было. Остальных мощная взрывная волна отбросила на несколько метров. Кроме того, в близлежащем доме выбило оконные стекла.

Поначалу происшествие приняло политическую окраску. Гендиректор Госполиции Эстонии Роберт Антропов заявил журналистам телевидения и радио, что к ним проник самый настоящий террорист-смертник. Мол, он планировал взорвать магазин или автобус, и только по счастливой случайности жертв оказалось гораздо меньше. Впрочем, когда ситуация прояснилась, версию с терактом отмели.

Налицо банальный непрофессионализм сотрудников правоохранительных органов, повлекший особо тяжкие -- трагические последствия. По-видимому, этим объясняется большое количество официальных и полуофициальных версий. По неподтвержденным сведениям, полицейские с первой минуты знали о взрывчатке, но не приняли должных мер реагирования. Помимо того, что на место происшествия послали обычный патруль (у Юлии Горбачевой даже не было табельного пистолета -- она не имела разрешения на его ношение и применение), правоохранительные органы не оцепили опасный район и позволили "шахиду" на время раствориться в густонаселенном жилом районе… Почему бездействовала группа быстрого реагирования? Почему особо опасного преступника не обезвредили снайперы (или их оптические прицелы не рассчитаны на темное время суток?)? Помнится, когда в Риге задерживали аналогичного "дон жуана" с пистолетом, полицейские его буквально изрешетили пулями, и он не успел даже поднять руку. Что говорить — ведь если бы Евгений Ивашкевич потрудился набить свой пояс гвоздями, подшипниками и прочим смертоносным хламом, то могло бы погибнуть гораздо больше людей! Кстати, жителей Таллина поразило то, что к 12 часам следующего дня на Ыйсмяэ еще лежали останки человеческих тел, которые клевали хищные чайки…

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !