Выражаю искреннее соболезнование латышским, литовским, эстонским и прочим восточноевропейским слушателям радиостанции "Свободная Европа", у которых ее отрубают. Особенно жалко латгальцев, которых лишают чуть ли не единственной в мире регулярной передачи на родном наречии.
Сочувствую это я на том основании, что в течение 80–х годов сам являлся постоянным и преданным слушателем радиостанции "Свобода", которая имела обыкновение честно заявлять после позывных, что финансируется конгрессом Соединенных Штатов Америки. Но мне на это, честно говоря, было плевать — цену "свободской" версии политических событий я знал, как, впрочем, и достоверность газеты "Правда", а вот послушать радиопостановку по аксеновскому "Острову Крым" или песни Высоцкого по "Маяку" было нельзя. Последний раз я слушал "Свободу" в дни августа 1991 года. Больше, собственно, это было делать и незачем — тональность станции окончательно стала ведущей в большинстве русскоязычных СМИ. Нынешняя ликвидация восточноевропейских редакций "Свободы" удивительным образом соответствует географии продвижения НАТО на восток. Таким образом, нам довольно бесцеремонно дали понять: мы все эти десятилетия вас не чтениями Венедикта Ерофеева и Александра Кабакова развлекали, а идеологическую работу во вражеском тылу проводили. Разлагали, так сказать, личный состав противника джазом и анекдотами.

Теперь же бывший соцлагерь окончательно перешел под новую "крышу", и нужда в пропагандном вещании отпала. Можно сэкономить десятки миллионов баксов и купить на них, предположим, крылатые ракеты ultima ratio для стран вроде КНДР, где коротковолновые приемники не в чести. Небольшая неувязочка, правда, получилась с хорватами — их службу прикрыли, но в НАТО не взяли. Хотя во время балканских войн 90–х годов хорваты показали истинную лояльность, и их можно "условно–досрочно" признать уже состоявшейся Свободной Европой. Заодно и сербы меньше нервов тратить будут — ведь сербскохорватский язык на слух воспринимается как один, и рассчитанные на хорватов передачи в Белграде слушали со скрежетом зубовным… Что же до русского, украинского и белорусского вещания, то "Свобода" его, как и прежде, продолжает практически в полном объеме. Для продвинутых существует и Интернет–версия. И до тех пор, пока в эфире будет попискивать "Патриотическая песнь" Глинки, по странному совпадению бывшая в 90–х годах официальным гимном РФ, можно считать, что Россия и ее славянские соседки так и не стали свободными. В американском, разумеется, понимании.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!