Представители латвийских рынков бьют тревогу — после вступления в ЕС, говорят они, нам придется забыть о парном молоке, которым торгуют бабули-частницы, о козьем сыре и копченой салаке, которой так вкусно пахнет в приморских рыбацких поселках. Мол, требования Евросоюза не предусматривают подобного народного промысла.
На свое усмотрение

На этой неделе Кабинет министров продолжит рассматривать требования к производству и маркировке товаров, производимых в домашних условиях. Отметим, что ЕС не регулирует эту сферу, оставляя ее на совести каждой страны. А каждая страна ее понимает в меру своей испуганности.

Нынешний законопроект предусматривает, что в домашних условиях можно будет производить и продавать копченую рыбу (до 15 т в год), жареную миногу (до 5 т в год), сметану, масло, творог, кисломолочные сыры, копченую свинину (до 7 т в год), мед (до тонны в год), растительное масло, консервированные овощи и фрукты, хрен, хлеб и кондитерские изделия без крема, тесто для пипаркукас, джемы, варенье, приправы, конопляное масло, зерновые, стручковые, сухофрукты, орехи, чай, свежие ягоды, овощные и фруктовые соки, сиропы, березовый и кленовый сок.

Все остальные продукты, произведенные дома, продавать будет запрещено. Согласно данным Продовольственно-ветеринарной службы (ПВС), сейчас по Латвии насчитывается более 2 тыс. домашних производителей продовольствия. За девять месяцев прошлого года на дому было произведено и реализовано 1,12 млн. литров молока, 3,5 млн. яиц, а также 28,5 тыс. кг меда.

Будет трудно

Слушая объяснения чиновников и законодателей, понимаешь, что "никто не собирается губить чей-то домашний бизнес или запрещать производство истинно латвийских продуктов". Однако все говорят о том, что определенные правила, требования к технологии производства и гигиене придется соблюдать всем. Вот только не окажутся ли эти требования невыполнимыми для простых рыбаков и доярок с одной буренкой-кормилицей? Директор центра содействия рынку сельхозпродукции Ингуна Гулбе уверена, что мелким производителям соответствовать всем стандартам будет очень трудно. Ее поддерживает и президент Федерации латвийских продовольственных предприятий (ФЛПП) Янис Скварновичc. По его словам, с одной стороны, сегодня ни одна европейская директива не говорит о том, что на рынке нельзя продавать, например, развесной творог и разливное молоко. Но с другой стороны, требования к ним будут гораздо выше. "И тут важно, кто как приспособится. Ведь если мы посмотрим на европейский рынок, то там товар, который произведен дома, стоит гораздо дороже, чем продукт с завода или фабрики. У нас же все наоборот", — сетует президент ФЛПП.

Закон — один для всех

Тут самое время посмотреть в сторону Евросоюза, "благодаря" которому у нас попали под удар салака и сыр, и потребовать объяснений от тех, кто предъявляет к латвийским производителям столь жесткие требования. Как рассказал "Телеграфу" представитель Европейской конфедерации продовольствия и напитков Крис Коллинз, правила придется соблюдать всем, независимо от размера производства. И самое главное — это требования к гигиене. "Сейчас некоторым латвийским предприятиям предоставили переходный период: за это время они должны привести свое производство в порядок. Если же с окончанием переходного периода они не станут работать по правилам, им придется закрыться.

Нынешние страны ЕС привели свои производства в соответствие с нормами еще в 1992 году и, например, закрылось очень много мясоперерабатывающих предприятий", — "обрадовал" европейский гость.

А вот другой эксперт из той же конфедерации Джоржио Босетти Каркано объясняет все еще проще: "Законы, которые уже работают в ЕС, нельзя изменить, их придется соблюдать. В ЕС же границы открыты для экспорта-импорта продуктов питания, поэтому все должны быть уверены в их безопасности".

Стремление европейцев защитить себя от "опасных" латвийских товаров вполне понятно. Понятно и их желание в какой-то мере "придушить" местных производителей и выложить на прилавки магазинов свои, европейские, товары. Непонятно только поведение наших законодателей, принимающих нормы более жесткие, чем того требует Евросоюз. Так, например, произошло, когда был разработан документ, один из пунктов которого запрещал доить коров вручную. Благо эта норма потом была изменена.

Двойной стандарт

В разговоре с "Телеграфом" главный специалист ветеринарно-продовольственной службы Центрального рынка Инесе Бертуле высказала предположение о том, что наши чиновники, не особо утруждая себя работой по составлению нормативных актов, просто перевели датские законы. А они не предусматривают различий для производителей, работающих на местный и экспортный рынки. В то же время в Европе, по ее словам, требования к этим производителям отличаются.

Президент ФЛПП Янис Скварновичс по этому поводу высказал недоумение. Ни про какое датское законодательство он не слышал, но что касается требований, то, по его словам, у нас разное отношение к большим и малым предприятиям: есть отступления, исключения. "Однако товар должен быть качественным как на маленькой ферме, так и на крупном комбинате. Было бы немного странно, если бы получалось так, что на экспорт мы отправляем товары гораздо лучшего качества, соответствующие гораздо более строгим нормам, чем потребляем на месте. Это прямо как в Советском Союзе было — все лучшее в Москву", — считает Янис Скварновичс.

Кстати, и эксперт Европейской конфедерации продовольствия и напитков Крис Коллинз заявляет, что в центральной Европе действует единое законодательство и для товаров, реализуемых только на местном рынке, и для продуктов, идущих на экспорт. Есть лишь несколько исключений — например, в Греции действует так называемое двойное законодательство. Причем послабления больше относятся к первичной обработке (например, требования к бойням).

Размер имеет значение

Как поясняет юрист Совета по сотрудничеству сельхозорганизаций Айгар Лайзанс, до 1 мая необходимо успеть принять массу документов, они разрабатываются и обсуждаются в очень напряженном режиме, и, понятное дело, не хватает времени на всякие согласования. "Конечно, важно соблюдать все правила Еврокомиссии. Но, с другой стороны, важно думать о реальной жизни и не допустить того, чтобы требования к нашим производителям были жестче, чем к европейским", — считает представитель совета по сотрудничеству.

Что касается домашнего хозяйства, то, по словам Айгара Лайзанса, тут важно учитывать объемы производства. Если выйти за рамки, установленные правилами (которые еще не приняты), то требования к гигиене и самому производству становятся выше, потому что тогда это уже можно отнести к промышленному, а не к домашнему производству. По правилам Кабинета министров, требования к домашним хозяйствам все-таки немного мягче, чем к большим компаниям.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!