На стене в кабинете председателя социального комитета Рижской думы Леонида Курдюмова висят схемы всех подразделений, подчиненных комитету департамента благосостояния. Там указаны все больницы, детские дома и приюты города Риги. Схемки эти Леонид Курдюмов завел сразу по вступлении на пост. Видимо, сказалась тяга к планированию, столь характерная для "крепкого хозяйственника" Курдюмова, директора завода с 20-летним стажем.
Решение о создании комитета по социальным проблемам было принято после избрания нового состава Рижской думы. Главой комитета стал Леонид Курдюмов. "ВР" побывала в гостях у Леонида Леонидовича. Председатель сразу же поделился свежими впечатлениями.

– На днях я был в клинике им. П. Страдыня вместе с мэром Риги Боярсом. Там представляли центр трансплантации. Пригласили нас посмотреть, как функционирует аппаратура гемодиализа. Очистку крови, как известно, проводят через день. Без этих аппаратов люди просто не могут жить. Мы там были , потому что Рижская дума выделила этому центру 65 000 латов. Учтите, что в этом центре лечатся в основном рижане. А теперь представьте, что человеку пришлось бы платить за эту процедуру! Всю технику предоставила Рижская дума.

– В Риге колоссальная проблема бездомных. Бомжи встречаются на каждом шагу, стоят в очередях за бесплатным супом. Эта проблема ведь тесно связана с выселениями из денационализированных домов?

– В этом году мы в Риге построили и сдали приют для бездомных на улице Маскавас, 208. Также мы отремонтировали и сдали в эксплуатацию женский приют на улице Бардзиню, 2а. Всего нам нужно 400-450 мест в приютах, чтобы обеспечить людей кровом в зимнее время.

Нами определены пороговые ставки для людей, которые живут в хозяйских домах и не могут оплатить коммунальные услуги и аренду. Если семья состоит из одного человека и его доход составляет 75 процентов от прожиточного минимума, самоуправление должно предоставить ему место жительства. Тем же, у кого доходы на сантим или лат превышают этот уровень, самоуправление также должно предоставить квартиру. Мы будем подходить к этому делу достаточно дифференцировано, не будем отказывать людям из-за копейки.

Впервые за 10 лет нами объявлена жилищная программа. На приобретение жилья предусмотрено 3,5 млн. латов инвестиций. Мы приобрели бывшее общежитие на 200 комнат для выселяемых из денационализированных домов. Можно отметить, что в Курземском предместье, которое не является самым богатым в Риге, долги по квартплате составляет 1,3 млн. латов. По Риге эта задолженность равна сумме, предоставляемой на строительство жилья. Дума тратит на помощь инвалидам и малоимущим всего 7 млн. латов в год. Проблема настолько огромна и болезненна, что ее давно пора решать на государственном уровне. Для сравнения, при вступлении Латвии в НАТО мы должны увеличить военный бюджет на 100 млн. латов.

Принято решение о приобретении шести домов. Мы заказали и, надеюсь, получим еще один социальный дом по улице Залвес, 46. Планом предусмотрено 32 однокомнатных и 8 двухкомнатных квартир со всеми удобствами. Очередь на такое жилье — 600 человек. В подвальном помещении дома площадью порядка 200 кв. метров будет отдано организации "Берну оазе" для работы с уличными детьми.

– На плечах вашего комитета находятся и детские дома. Предусматриваете ли вы что-нибудь, что могло бы улучшить положение этих сирот в мирное время? Есть ведь еще и беспризорные дети, сироты при живых родителях…

– Несмотря на напряженное состояние бюджета, мы в этом году потратили почти 1 млн. латов на детские дома и кризисный центр на Марса гатве. Реконструирован первый этаж детского дома "Вита". Отремонтирован реабилитационный дом и кризисный центр на Марса гатве.

Для детского дома "Зиемели" отремонтировано и сдано в эксплуатацию помещение для юношей. Требования по их воспитанию отличаются от малышей. Их надо обучать жить самостоятельно. Те три лата в месяц, которые ребенок получает на карманные расходы, не отвечают этим требованиям.

Как светлое пятно отмечу, что благодаря помощи спонсоров 20 ребят из детского дома "Иманта" съездили этим летом в Испанию, где даже сыграли в футбол с испанскими сверстниками. Что еще было сделано? Мы открыли на улице Эммас, 3, центр для работы с "детьми улицы". Там есть возможность обучиться работе на компьютере, провести досуг, пополнить образование. Нам удалось получить для центра помещение бывшей больничной кассы.

– Медицинская отрасль Риги также частично входит в вашу компетенцию. Четыре больницы, роддом. Есть ведь еще и проблемы инвалидов. Как им облегчить жизнь в нашем большом городе?

– Начиная с этого года мы выплачиваем единовременно 100 латов родителям каждого новорожденного рижанина. Проблема возникла сразу. Люди не прописаны — мы не имеем права выплатить им это пособие. Комитет принял поправку, учитывая, что прописка с будущего года будет отменена. Все, кто декларирует город Ригу, как постоянное место жительства, смогут получить эту помощь.

Новое здание департамента благосостояния Рижской думы на Базницас, 1а, смогут посещать инвалиды. Для них предусмотрены пандусы. Недавно я был в пансионате "Межциемс", где идет реконструкция, учитывая, что там много людей на инвалидных колясках.

Мы думаем над такими идеями, как дневной стационар, где люди с проблемами могли бы встречаться. Кроме социальной помощи малообеспеченным и нуждающимся, в основном через районные службы, мы помогаем и людям, внезапно попавшим в какую-либо беду. Для этого создан специальный кризисный фонд. Несмотря на наши ограниченные возможности в этой части, мы выделяем значительные средства. Был проведен капитальный ремонт на нашей станции "Скорой помощи", которая находится в подчинении комитета благосостояния. Запланирована реконструкция в бывшей 14-й поликлинике в Кенгарагсе, чтобы организовать там опорный пункт "Скорой помощи" и приблизить ее к жителям района. Там разместятся дежурные бригады.

– У вас на стене в кабинете висит текст торжественного обещания социального работника. Службы социальной помощи существовали и в советское время. Но, видимо, сегодня Рига больше ориентируется на западные модели соцслужб?

– Мы сегодня в значительной мере используем опыт развитых стран в социальном обслуживании людей. Не скрою, наши возможности ограничены. Но мы внедрили у себя в городе модели, давно обкатанные там, на Западе. Но если в развитых странах на социальные нужды тратится до 40 процентов бюджета, то у нас эта цифра не превышает восьми процентов.

У нас есть одна очень сложная проблема. Это человеческий фактор. Люди, постоянно работающие с нуждой, нищетой, привыкают к этим проблемам и теряют чувство социального участия. Есть жалобы на грубость работников, на отсутствие чуткости. Абсолютное большинство претензий относится к работникам социальной службы Видземского предместья. Объем жалоб достиг критической массы!

Несмотря на то, что мы в прошлом году подняли на 20 процентов зарплаты, они не достигли еще приемлемого уровня. Работа в социальной сфере сегодня не является престижной.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!