В минувший жаркий четверг в центральном парке второго города Латвии — Дубровинском — ветераны войны и Русская община вспоминали павших цветами и песнями. По приглашению двинчан в город прибыли депутаты сейма от ЗаПЧЕЛ Яков Плинер, Владимир Бузаев и ваш автор. Мы увидели много показательного для себя. Порой создавалось впечатление, что просто попали в другую страну!
Судите сами. Усеянный цветами Вечный огонь у черного мрамора мемориала, который служит напоминанием — какой ценой далось Красной армии взятие Даугавпилса 27 июля 1944 года. На камне выбиты имена трех генерал–майоров, погибших при операции, — Ивана Ивановича Чиннова, Якова Осиповича Лагодюка и Тихона Федоровича Егошина. Здесь же похоронены Герои Советского Союза — Константин Иванович Орловский и Иван Николаевич Мороз.

27 июля можно считать началом второго рождения Даугавпилса. "Наш город был разрушен на 75–80 процентов", — говорят двинчане. Конечно, сейчас в это трудно поверить, как и в то, что под Даугавпилсом есть второй, мертвый город, в котором более 100 тысяч убитых и замученных гитлеровцами и их приспешниками военнопленных и мирных жителей.

Кавалер ордена Отечественной войны и боевых медалей Клавдия Петровна Ефимова прибыла в Даугавпилс в вагоне, груженном углем, со своим фронтовым госпиталем, сформированным в Ленинграде, в ночь на 28 июля.

— Что тут было! Все горело, город был совершенно уничтожен. Нам доставались самые тяжелые раненые. Но встречали нас здесь хорошо — и русские, и латыши. Были и цветы, и радостные крики!

После войны медсестра Ефимова окончила вечернюю школу, институт. В свободное время работала (бесплатно!) на восстановлении трамвайных путей. А потом жизнь повернулась к ветерану спиной — и Клавдия Петровна выбрала гражданство России. "Почему я, прожив и отработав в Латвии 60 лет, оказалась ей не нужна?"

Юрий Вадимович Холманов, кавалер ордена Славы, воздушный стрелок на Ил–2, прошел ад последнего года войны в Восточной Пруссии. До 1951 года служил на аэродроме в Румбуле, после демобилизации пошел на стройку. Его самая высокая должность — директор кирпичного завода в Цесисе, обеспечивавшего кирпичом всю Латвию. Сейчас тоже гражданин России.

Но одно оставалось фактом — в Даугавпилсе в этот день никому не пришла в голову мысль посягнуть ни на Вечный огонь, ни на советскую форму и награды фронтовиков. И лились над живописным Дубровинским парком (где, кстати, бьет громадный фонтан, от которых уже успели отвыкнуть жители Риги!) песни русских офицеров и десантников. У микрофона с гитарой были даугавпилсские кандидаты в 9-й сейм — Сергей Соловьев и Алексей Васильев.

В местном бюро ЗаПЧЕЛ состоялось открытие выставки портретов ветеранов войны. Фотограф Софья Ильинична Ковалева–Кривоусова спешит запечатлеть лица уходящего от нас поколения победителей. Да, у этих людей другие глаза — они знают, что почем и как нам досталась сегодняшняя свобода.

Завершился день освобождения Даугавпилса пикником ветеранов и русских активистов у живописного озера, в лагере отдыха близ границы с Беларусью. Координатор ЗаПЧЕЛ в Латгалии Евгений Дробот отметил, что его бесплатно предоставило крупнейшее предприятие города — завод "Локомотив".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!