Одно из крупнейших предприятий Латвии AO Laima заявило о переносе производства из столицы в Саласпилс. Почему именно в Саласпилс, чем этот небольшой город на границе Риги привлек такого инвестора? За ответом Kb отправился к председателю городского совета Саласпилса Юрису Путниньшу. Выяснилось, что Laima тут уже не первая.
— Проект Staburadze—Laima — далеко не единственный,— рассказывает Путниньш.— В этом году здесь открылись цеха компании Baltijas betons, которую образовали четыре фирмы, в том числе такие известные, как Kalnozols, Skonto. На новом производстве выпускают бетонные перекрытия любого профиля длиной 21 метр. Staburadze планирует открыться в 2007 году. На площади 10 гектаров поднимется индустриальный парк, где на расстоянии 300 метров друг от друга расположатся 14 цехов по выпуску продуктов питания. Это будет современное европейское производство — над проектом работает даже группа садоводов. Но это не все: эстонцы проектируют центр логистики французской парфюмерии на площади четыре гектара, а совместное латвийско-американское предприятие собирается выпускать литиевые батареи для мобильных телефонов.

Конечно, эта тенденция проявилась не вдруг. Самоуправление тоже кое-что сделало за прошедшие 10 лет. Первым шагом стало отделение от Latvenergo и строительство собственной котельной. Поэтому цены на теплоэнергию у нас все эти годы не менялись. В 1993-м приступили к разработке плана развития города. Так что через некоторое время мы точно знали, где в перспективе могут вырасти промышленные зоны, где будут зоны отдыха, зоны строительства малоэтажных домов. Следующим шагом стало уменьшение налога на землю. По закону самоуправления могут взимать 5% кадастровой стоимости земли в год. Мы рассудили, что нам выгоднее ограничить налог 0,5 процентами в течение первых трех лет работы предприятия. Впрочем, исключений не делали не только для предприятий, но и для тех, кто ведет индивидуальное жилищное строительство. Кстати, нашей думе не раз доставалось за то, что городской бюджет, дескать, недобирает немалые суммы. Но, как видим, к нам пошел инвестор.

— Но пока по большей части это перспектива. А сегодня где работают жители Саласпилса? В Риге?

— Когда-то нас называли спальным районом Риги. Сегодня тенденция меняется. Многие работают на предприятиях Latvenergo — Рижской ГЭС, ТЭЦ-2, в Саулкалне, где производят продукцию для строительства и сельского хозяйства, есть большое крестьянское хозяйство Эзеркаули, обеспечивающее овощами сеть магазинов Rimi. Кроме того, у нас есть Академгородок. Да, наука переживала не лучшие времена, часть ученых уехала из страны, но сейчас начался подъем. Например, Институт физики АН Латвии осуществляет проект по изучению магнитных жидкостей при участии Франции. На его реализацию получено 100 тысяч евро. Новые проекты появились и в Институте леса, продолжает работу Ботанический сад Академии наук. Точной статистики у нас нет, но, уверен, к 2007 году уже к нам начнут приезжать на работу из Икшкиле, Огре и даже Риги.

— Знаете, вот вы упомянули об упреках в недоборе налогов в городской бюджет… Руководство Рижской думы не раз высказывалось за расширение административных границ города за счет прилегающих территорий. Причина — жители поселков и городков в Рижском районе работают в столице, а налоги платят в местное самоуправление, столица недосчитывается части средств. С точки зрения рижан, расширение границ было бы справедливо…

— А с точки зрения жителя Саласпилса — нет. Самоуправления сами способны привлекать инвестиции, и мы тому пример. Еще год назад Рижская дума заявляла о желании присоединить к столице Марупе, Саласпилс — территории до кольцевой дороги. Тогда говорилось, что городу нужны свободные территории для развития. Пожалуйста, у нас есть частные земли. Но их муниципалитет не хочет покупать. Сейчас в Риге подходят с другого конца — намерены заполучить жителей, которые там работают. Ну и что, что кто-то работает в Риге, а живет в Саласпилсе? Те, кто работает в Риге, проводят там определенное время "у станка", и что из того? Ведь их дети занимаются в саласпилсских школах и детсадах, пользуются нашими коммунальными услугами, медучреждениями. На них и идут налоги, собираемые местным самоуправлением.

— А общественный транспорт Риги? Им пользуются и жители района, а висит он на балансе Рижской думы.

— Большинство наших жителей едут на работу на собственных машинах и платят за это государству налог. А Рижской думе лучше бы подумать над тем, как улучшить, например, качество питьевой воды. В ней по-прежнему достаточно много хлора.

— Раз уж речь зашла о собственных машинах, то у мэра Риги была и такая идея: взимать с иногородних автомобилистов по 50 сантимов за въезд в столицу. А деньги использовать для финансирования ремонта дорожного покрытия города.

— Мы готовы в этом случае на встречные шаги. Нам нетрудно поставить барьеры для рижских и даугавпилсских машин, которые тоже не улучшают состояния местных дорог. С автомобилиста уже взимают налог за топливо, часть которого также идет на содержание дорог. Зачем еще нужны новые поборы?

— Сейчас вокруг Риги весьма бойко растут коттеджные поселки. А как в Саласпилсе?

— У нас тоже началось строительство коттеджей на 50 частных земельных участках. Всего там будет построено 3,5 тысячи коттеджей! Земли эти предприниматели приобрели у крестьян, провели детальную планировку. Если все проекты и по производству, и по жилью будут осуществлены, то население Саласпилса через десять лет вырастет с 21 до 55 тысяч. Строятся и многоэтажки, например на улице Целтниеку. Сейчас возводится шестой этаж, а нижние уже проданы.

— И сколько стоит недвижимость в городе?

— От 260 до 380 латов за квадратный метр в зависимости от проекта и места. При этом могу сказать, что у нас есть свои преимущества перед такими районами застройки, как Берги или Балтэзерс. Электричкой до центра Риги — 20 минут, на автомобиле — 25—30 минут. А попробуйте проехать к центру со стороны Балтэзерса за это время — ничего не выйдет. Между прочим, не могу сказать, что у нас строятся люди с очень высокими доходами. Скорее — со стабильными. Те, кто может погашать банковский кредит по 100 латов в месяц.

— Саласпилс для многих ассоциируется с ядерным реактором. О закрытии реактора говорят давно, но когда же начнется демонтаж?

— Проект демонтажа не так давно одобрил Кабинет министров. Но в целом закрытие реактора — фантастическая глупость. Он мог бы работать и работать — необходимо только поменять пункт управления, сам же реактор построен на высочайшем уровне. Здесь ведь не только проводились научные исследования. Реактор использовался специалистами МВД — для разного рода экспертиз, в медицине. А еще при изготовлении высококачественных алмазов, вакуумных труб… Аргументов же для закрытия не было. За все время произошел лишь один случай, когда вода с охладителя попала на землю. Остановили реактор при правительстве Гунтара Крастса. Кстати, сами саласпилссцы никогда не выступали за его закрытие. Разговоры о том, что радиация уничтожает молодые клетки, к Саласпилсу не относятся. У нас в Академгородке, который ближе всего к реактору, больше всего рождалось близнецов. Разве это плохо? При нашей-то демографии…

Численность населения Саласпилса 20 970 человек. Площадь: сельские угодья — 11 407 га, городская территория — 1280,3 га.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!