Прочитал в родной газете, что китайская система социалистической рыночной экономики, когда государство владеет ключевыми предприятиями, — "утопия, не работает это". "А госсектор висит гирями на китайской экономике". И вообще "с 1996 года в Китае идет приватизация".
Вроде все, как у нас, где уже поданы заявки на приватизацию всего оставшегося, вплоть до дорожного управления, а целый полуостров Грапью куда–то уплыл. Для нас, может быть, это и хороший выход. Но китайцы его не разделяют.

Так вот, с 1996 года стоимость государственного сектора экономики в Китае выросла в 10 раз. И только за 2006 год (11 месяцев) прирост стоимости основных фондов центральных государственных предприятий (в Китае государственные предприятия делятся по подчиненности — на центральные и местные, как у нас было) составил 135 миллиардов долларов, на 29,5% больше, чем в 2005 году. Такая там приватизация и такие темпы развития государственных предприятий. А прибыль государственных предприятий за это время составила 88 миллиардов долларов, тоже на 21,8% больше, чем в 2005 году. И это 65% от вложенных средств — фантастическая эффективность, у нас, в нашей либеральной рыночной экономике в среднем по республике около 5% получается (за 2004 г.) Хороша гиря у китайцев, правда?

Просто Мао сказал: "Пусть расцветают все цветы!", а китайцы его свято чтят. И развивают, а не разворовывают все секторы экономики. А комбинация, которая здесь называется приватизацией ("прихватизацией" — так чаще), в Китае квалифицируется как "хищение в особо крупных размерах". За это полагается расстрел. И китайцы регулярно расстреливают по нескольку комбинаторов. Вот в прошлом месяце за свои комбинации пожизненный срок (повезло!) получил мультимиллионер, который входит (вернее, уже входил) в список богатейших людей журнала "Форбс". Китайский частный сектор очень большой и успешный, но он создавался с нуля, своим трудом, своими знаниями и за свои деньги. Такой способ его формирования — залог его успешности. Украденное успеха не приносит.

Китайские государственные корпорации сейчас скупают нужные предприятия по всему миру и даже другим помогают это делать. Вот России, когда она национализировала (выкупала) "Сибнефть" у Абрамовича, деньги одалживала на это китайская государственная нефтяная корпорация. Россия уже поняла все и усиленно национализирует свои ведущие отрасли — что осталось еще живое.

Вот уже созданы государственные корпорации в оборонной промышленности, в автомобильной, в авиационной. Украденный проект "Сахалин–2" вернули. Процесс пошел.

К. Улманис, когда в тридцатых годах вытаскивал Латвию из кризиса, делал то же самое. Не рынок должен управлять государством, а государство рынком. У нас это не позволяет делать наше утлое образование — другие специалисты для этого нужны. Нам китайский опыт не угрожает. Пока.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!