Как все запущено!

— Г-н Боярс, вы стали первым из рижских мэров, который осмелился выйти на прямые контакты с Москвой. Как вам показалось, нас еще помнят в России? И как сей- час можно охарактеризовать латвийско-российские отношения?

— Я могу сказать, что у Риги и Москвы в последние годы были не просто плохие отношения, а существовал некий информационный вакуум. Но недавние гастроли Театра русской драмы показали, насколько велик взаимный интерес. И я хочу поблагодарить за это труппу, руководство театра и лично маэстро Раймонда Паулса. Ведь спектакли имели очень большой резонанс, и их посетило правительство Москвы.

Однако наши контакты не ограничились спектаклем. Во время гастролей произошла встреча руководителей рабочих групп по сотрудничеству Риги и Москвы — Дайниса Иванса и Леонида Белова. Работа над текстом договора между Ригой и Москвой продолжалась все это время. Сегодняшний визит московской делегации — следующий шаг на этом пути. А на декабрь запланировано подписание договора в российской столице.

— Рижане хорошо помнят реакцию московских властей на мартовские события 1998 года. Выдвигает ли Москва сейчас какие-то условия перед заключением договора?

— Мы с самого начала договорились, что в наших отношениях должна главенствовать прагматика и мы работаем на благо наших городов. С самого начала мы постарались исключить из наших отношений какую- либо политику. Рижская дума занимается хозяйственными вопросами, а не обсуждает Закон о гражданстве или Закон о государственном языке.

Немного о ревности

— Складывается ощущение, что Рижская дума перехватила у МИДа Латвии инициативу в сфере налаживания отношений с Россией. Не ощущаете ли вы ревность МИДа?

— Возможно… Честно говоря, Рижская дума только теперь начала свои шаги, связанные с международными отношениями, согласовывать с МИДом. Мы всегда уточняем у МИДа их точку зрения по поводу сотрудничества с тем или иным городом, хотя и не всегда получаем одобрение. Со стороны посольств Латвии, находящихся на местах, мы получаем поддержку — они настроены очень положительно и всегда помогают в организации встреч. В том числе и посольство Латвии в России.

Я бы не хотел оценивать отношения Рижской думы и МИДа в сфере латвийско-российских отношений как какую-то конкуренцию или попытку перехватить инициативу. До сих пор никакой особой инициативы в отношении налаживания контактов с Россией со стороны должностных лиц Латвии не было.

Я считаю очень важным то, что наше правительство делает в Европе. И Рижская дума тоже налаживает контакты со столицами стран — участниц ЕС и странкандидатов на вступление в ЕС. Но эти связи налаживать значительно проще и легче — ведь по отношению к европейским странам у Латвии нет каких-либо обид и претензий. Строить отношения с Востоком сложнее, поскольку они запущенные. Их только предстоит довести до приемлемого уровня, поэтому сюда мы бросаем дополнительные силы.

Три кита

— Какие конкретные сферы затронет договор о сотрудничестве Риги и Москвы?

— Наверное, то, что интересно всем жителям Риги — это экономическое сотрудничество, которое, я думаю, принесет дополнительный доход в бюджет города. Экономическое сотрудничество коснется трех сфер — туризма, строительства и торговли стройматериалами, а также торговли продовольственными товарами. Более-менее конкретные договоренности достигнуты в сфере образования, хотя касающийся его пункт в договоре короток — вероятно, будет приниматься дополнительный документ, связанный с образованием.

В области туризма больше придется работать нашей стороне — мы должны пытаться лоббировать поправки в латвийском законодательстве, которые упростят визовый режим и получение виз. Что касается строительства, то я могу сказать, что в России есть практически неисчерпаемый ресурс стройматериалов очень высокого качества, и 80% этого ресурса сосредоточено именно в Москве. В свою очередь, наших строителей интересует возведение самых разных объектов в Москве, причем в этой сфере в российской столице даже наблюдается дефицит.

Еще москвичи хорошо знают и помнят нас по молочной и мясной продукции. Сейчас в Москве продаются мясные продукты в основном европейского происхождения, но качество наших продуктов намного лучше. Ну, и еще мы всегда славились своей рыбной продукцией — причем, не только шпротами.

Строителям — московские льготы

— В строительстве, судя по всему, уже происходят какие-то подвижки. Есть информация, что предприятие Валдиса Калнозолса Kalnozols celtniecїba будет участвовать в реконструкции московского стадиона "Локомотив".

— Ну, компания Валдиса Калнозолса уже давно находится в Москве… Но я все-таки думаю, что в области московского строительства должен применяться несколько иной механизм. Я считаю, что необходимо создать какой- либо консорциум латвийских строительных фирм, потому что объекты настолько большие, что под каждый такой объект должно создаваться обширное объединение. И я бы не хотел, чтобы наши компании стали конкурировать между собой в Москве, где нам идут навстречу и даже предлагают в какой-то степени льготные условия.

— Об этом, если можно, поподробнее…

— В Москве существуют достаточно стандартные льготы различного вида. Например, скидки на аренду земельных участков, работающие в рамках договора о сотрудничестве, и так далее. Так вот, насчет строительства — я бы не хотел, чтобы Рижская дума лоббировала какую- либо отдельную компанию. Этого нам надо избежать.

— Надо… Но все же Валдис Калнозолс находится в более выгодном положении, чем остальные латвийские строители — он ездит в Москву в составе делегации Рижской думы. А если он решит использовать служебное положение?

— Если так будет — тогда я использую свое служебное положение: буду этому всячески препятствовать.

Кирсонс не будет знать нужды

— А какова сейчас ситуация с проектом строительства ресторанов Lido в Москве? Происходят какие-то подвижки?

— Да, уже были проведены первые переговоры. Глава фирмы Lido Гунар Кирсонс готов за полгода разработать концепцию по развитию сети ресторанов Lido в Москве. Весь вопрос только в том, какого масштаба будет эта сеть. Но насколько я понял, Гунар Кирсонс настроен очень решительно и намерен предложить Москве программу-максимум.

— Для Москвы с ее огромным населением программа-максимум — это очень много ресторанов. Откуда Гунар Кирсонс возьмет деньги на такой гигантский проект? Или же Москва намерена вкладывать в проект Lido свои средства?

— Я думаю, что этот проект не будет ощущать финансовых трудностей. Гунар Кирсонс не жалуется на нехватку средств в Латвии, а в Москве он тем более не будет ее ощущать. Особенно в условиях дефицита в области общественного питания, который наблюдается в российской столице.

Уже сейчас несколько московских банков, в том числе Банк Москвы, с президентом которого я общался, высказали заинтересованность в финансировании или участии в каком-либо из совместных проектов. Так что, я думаю, судьба проекта Lido, в том числе с точки зрения его финансирования, — практически решена.

Москва ищет новые рынки

— Понятно, что Рига чрезвычайно заинтересована в огромном потребительском рынке Москвы и всей России. А мы москвичам интересны?

— Интересны. Не зря же Россия задумала создать свое представительство в Риге — в здании ДК железнодорожников. Правда, пока не известно, что именно будет в этом здании — это вопрос к московской делегации.

Уже сейчас я могу сказать, что Москва очень заинтересована в рынке сбыта стройматериалов. Россия также высказывает большой интерес к возможностям Рижского свободного порта, причем не в ущерб порту в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Через Рижский свободный порт можно переваливать грузы, требующие более высокой точности обработки, — это контейнерные продовольственные грузы. Они нуждаются в более быстром обслуживании в порту и на таможне. Санкт-Петербургский порт сейчас и так перегружен.

— А как же Вентспилс? Будете конкурировать?

— Будем, конечно! Мы сотрудничаем с Вентспилсом в рамках ассоциации семи крупных городов Латвии, но это профессиональное объединение, в котором собрались конкуренты, у которых есть общие насущные проблемы. Однако Рига всегда будет в выигрыше — как столица Латвии, финансовый и экономический центр. И никто эту ситуацию не сможет изменить — да в этом и нет необходимости.

Лужков — настоящий социал-демократ

— Когда разговариваешь с москвичами о Латвии, создается впечатление, что они очень смутно представляют, что у нас происходит. Одни считают, что в Латвии хорошо, как в Европе, а другие — что плохо, как в Югославии. Как вам показалось, что москвичи думают о нас?

— Вы знаете, в Москве много людей, которые очень хорошо знают, что происходит в Латвии. Например, Леонид Белов — он учился в Рижском политехническом институте в латышской группе и до сих пор прекрасно говорит по-латышски. Владимир Малышков двадцать лет проработал в Даугавпилсе, и его сын родился в Латвии. Владимир Малышков очень любит нашу страну и прекрасно обо всем информирован. Вопрос упирается в большей степени в общий информационный вакуум — просто за последние годы Москва и Рига утеряли практически все связи и теперь их надо восстанавливать.

— А сам мэр Риги Юрий Лужков — насколько хорошо информирован о нас? И вообще, что вы можете сказать о Лужкове, которого одни восхваляют как прекрасного хозяйственника, а другие называют чуть ли не главным мафиози столицы?..

— О происходящем в Латвии Юрий Лужков информирован очень хорошо. Он — очень интерактивная личность, умеющая заботиться о своих горожанах. О том, чтобы у всех москвичей было жилье, все были одеты, обуты и накормлены. Я бы назвал Юрия Лужкова настоящим социал- демократом.

Пустят ли Путина в Латвию?

— Вы общались в Москве и с Александром Перелыгиным, который долгое время был в Латвию невъездным. Вы с ним встречались и, наверное, можете охарактеризовать его как человека, а не как некую зловещую, пугающую всех фигуру?

— Я могу сказать, что Александр Перелыгин — это человек высокой эрудиции, который занимает, вернее, занимал высокую должность в правительстве Москвы. И я не понимаю, почему Латвия его невзлюбила. Нет, мы, конечно, вправе любить или не любить кого-то — например, не любить бывших сотрудников КГБ, ФСБ и так далее. Но знаете, если во всем мире общаются, и общаются с удовольствием, с бывшим сотрудником КГБ президентом России Владимиром Путиным, то почему не общаться с другими умными и толковыми людьми?.. Неужели, если Путин решит приехать в Латвию, мы ему визу не выдадим? Это просто смешно!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!