Конкуренция для производителя безалкогольных напитков компании Gutta — особый пункт, с которым нужно считаться. Латвийский рынок, например, в последнее время наводнили венгерские и польские соки не самого лучшего качества. В Литве Gutta приходится выдерживать борьбу с дешевыми конкурентами — что само по себе нелегко. Поэтому приходится смотреть вширь и открывать новые рынки сбыта — уже вовсю ведутся переговоры.
На сегодня Gutta остается практически последним из крупных латвийских производителей безалкогольных напитков, избежавшим искушения пополнить свой ассортимент алкоголем. Такой прием, как известно, помогает укрепить финансовые позиции. Однако Gutta борется за потребителя другими способами.

"В прошлом году, например, мы решили заменить на литровых Tetra Pack крышечку: с "откидной" — ri-cap на завинчивающуюся — slim-cap. Это потребовало инвестиций, но зато потребителям стало удобнее",— рассказывает директор Gutta по торговле и маркетингу в странах Балтии и Калининградском округе Светлана Сафонова. За год увеличив свой оборот на 17%, компания по-прежнему остается лидером своего главного рынка сбыта — балтийского. Здесь ей принадлежит около 23% в сегменте соков, соковых напитков и нектаров. В Латвии основным конкурентом Gutta является компания Cido. Два гиганта делят рынок примерно пополам, оставляя на долю местных производителей помельче и импортеров около 20%. "С Cido мы идем голова к голове, показатели меняются в пределах трех-четырех процентов в зависимости от промо-акций, рекламы и других подобных факторов",— поясняет Сафонова.

Более 45% продукции компании отправляется на экспорт, причем не только в Балтию, Скандинавию и Россию, но и такие экзотические уголки, как Гамбия или Япония. В этом году к числу продукции, идущей на экспорт в Страну восходящего солнца, добавится и питьевая вода. Как раз сейчас дизайнеры по заказу Gutta разрабатывают для этого рынка специальный дизайн бутылок и этикеток. Кроме Японии, Gutta ведет переговоры и с другими странами — уже в скором будущем экспортные рынки компании могут прирасти за счет нескольких стран СНГ, Азии и Скандинавии.

Возможно, возрастет экспорт и в российском направлении. Gutta и сейчас сотрудничает с местными дистрибьюторами — к примеру, в Калининградской области. Но возрождать в России и Украине производство, потерянное во время кризиса 1998 года, компания не намерена. "Во-первых, там за годы нашего отсутствия появилось множество сильных игроков. Во-вторых, чтобы вести бизнес в России, мало быть русским, надо быть россиянином. Организовывать там представительство, доверив бизнес россиянам, для наших компаний достаточно опасно",— говорит Сафонова.

Балтийский рынок соков и прохладительных напитков, кстати, тоже не страдает скудостью ассортимента. Между тем через открывшиеся границы на латвийские прилавки хлынул поток всевозможных напитков. "Увы, качество их не всегда идет в ногу с количеством. Венгерские и польские соки, к примеру, зачастую не соответствуют стандартам качества ЕС",— считает представитель Gutta.

Компании приходится раз в квартал сдавать своеобразный экзамен перед европейскими контролерами качества SGF. Они анонимно приезжают в Латвию, скупают в магазинах образцы местной продукции и везут в Австрию или Германию, где делают дотошный анализ. Если какой-то продукт окажется не соответствующим стандартам качества, его немедленно снимут с производства, а производителя оштрафуют — сумма штрафа может достигать 25 тыс. EUR. Нарушением может считаться даже наличие в соке не указанного на этикетке ингредиента, даже если это будет вполне безобидная фруктоза.

"Экспортные напитки, особенно из стран СНГ, которым нормы ЕС не указ, часто нарушают требования маркировки. Написано на пачке "Сицилийский апельсин". А что это — сок, нектар, напиток? За что конкретно платит деньги покупатель, неясно",— говорит Светлана. Разница между соком, нектаром и соковым напитком состоит в количестве использованного при их изготовлении концентрата, а значит, и в себестоимости. Себестоимость сока находится в прямой зависимости от цены концентрата на мировых биржах. Типичный пример — в минувшем ноябре над Флоридой пронесся ураган, уничтоживший 60% местных грейпфрутовых плантаций. А так как этот американский штат является главным поставщиком грейпфрутового концентрата, то его цена на мировых биржах мгновенно взлетела процентов на 70. Это сказалось и на стоимости готового грейпфрутового сока, который уже в январе начал дорожать, хоть и не на 70%.

"В русском и латышском языках слова "концентрат" и "консервант" очень похожи, так что многие до сих пор их путают. Консервантов мы не используем!" — поясняет Сафонова. Такая погоня за качеством, кстати, стала одной из причин более медленного развития компании на литовском рынке. Там соки Gutta занимают 14% и находятся на втором месте после лидера, компании Elmahoster, которой принадлежит 35% рынка.

"В Литву мы экспортируем соки, нектары и соковые напитки, а из "софтдринка" только "Рижский квас". Остальная наша продукция просто не выдерживает конкуренции с дешевой местной. Рынок перенасыщен, и литовские производители пытаются, причем, как вы видите, вполне успешно, войти через свои сети в другие государства",— говорит маркетинговый руководитель Gutta.

Говоря о перспективах латвийского рынка соков, Сафонова уверена, что он и дальше будет догонять Европу. Правда, далеко не все мировые тенденции готовы укорениться у нас. Скажем, в мире сейчас наблюдается большой спрос на так называемые функциональные напитки с добавлением витаминов, кальция, и даже железа. Такие напитки, во-первых, дороже, а во-вторых, еще не успели полюбиться нашему потребителю.

Впрочем, на заводе Gutta хорошо помнят время, когда потребитель вообще не верил, что натуральный сок может продаваться в упаковке Tetra Pack, предпочитая продукцию из собственного сада. И в направлении функциональных напитков компания предпринимает шаги по "приручению" потребителей — работают линии соковых напитков с добавками витаминов, облепихи и женьшеня. "Психология людей меняется. И это сказывается на развитии отрасли. Если мировой рынок соков за год вырастает на три процента, то балтийский и наш, латвийский, показывают за год стабильные 10 процентов прироста",— говорит Светлана.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!