Бывший генеральный секретарь НАТО, прославившийся войной в Югославии, уроженец Мадрида Хавьер Солана Мадариага (62) ныне является еврокомиссаром по обороне и иностранным делам, то есть военным министром и шефом дипломатии ЕС в одном лице.
В Ригу он прилетел из Вильнюса, где на неформальном саммите НАТО решало, куда и как ему расширяться. В cейме Латвии комиссар гостил, разумеется, в Гостевом зале (мебель ампир, картины барокко, минеральная вода "Мангали" с газом и без).

Зайдя в зал, Х. Солана бодро поздоровался за руку с членами комиссий по иностранным и оборонно–внутренним делам. Затем Александрс Кирштейнс, чтобы все поняли, что он человек непростой, назвал много республик бывшего СССР, где побывал в последнее время, и попросил Х. Солану высказаться по всем ним. Комиссар не смутился списком и рассказал, что с Украиной он сотрудничал еще при Кучме, а при Ющенко будет и подавно. С Молдовой ЕС, во–первых, дружит просто как с "новым соседом", а во–вторых, потому что там есть Приднестровье, которое не должно превратиться в "черную дыру". С Грузией дела налаживаются, а вот с Азербайджаном дело сложнее.

В общем, помыслы ЕС направлены на Восток, ибо, как верно указал Х. Солана, за Португалией для ЕС земли нет, нет ее и южнее — там, как известно, Средиземное море, и потому остается один только дранг нах остен. Латвия, бесспорно, будет способствовать — как сообщил председатель комиссии по делам Европы Оскарс Кастенс, у нас в Риге вскоре будет поставлено поточное обучение европейской премудрости коллег–парламентариев из СНГ.

Вместе с тем Х. Солана отметил, что Россия, без сомнения, страна важная, связанная с Европой исторически и в хорошем, и в плохом. Если там что — то мало не покажется в первую очередь ЕС. Поэтому России помогать надо. А когда депутат Вайра Паэгле пожаловалась, что Москва постоянно вмешивается в наши внутренние дела, то комиссар рассказал, что при беседе с Владимиром Путиным он очень откровенно (но и дружески!) обсудил все непростые вопросы. И вот какой интересный вывод сделал после поездки в Россию Х. Солана. Оказывается, это страна, зависимая от нефти, и если это хорошо для малого количества лиц, то для большего — это нехорошо, потому что производства–то нет. И нет среднего класса. Выслушав это, можно было бы предположить, что Х. Солана и В. Путин встречались, скажем, в Нефтеюганске. Но их разговор проходил в Сочи, где нет ни одной нефтяной вышки, но зато полно греющего свои тушки на солнышке среднего класса. Заключения Х. Соланы относительно России можно объяснить лишь его левым прошлым — ведь он еще при диктатуре Франко был активистом Социалистической рабочей партии.

Где–то даже партайгеноссе Х. Соланы, депутат фракции Соцпартии Игорь Соловьев поинтересовался взглядами комиссара на будущее Турции в ЕС. На это товарищ Солана ответил, что иного мнения, чем мнение партии (то есть Еврокомиссии), он не имеет — Турция есть кандидат в Союз, и будет выполнять обязательную программу.

Некоторым образом запарил главу военно–дипломатического направления ЕС депутат Леополдс Озолиньш. Сначала он потребовал, чтобы Европа профинансировала репатриацию "ста тысяч бывших милитаристов с имперским мышлением, въехавших в Латвию, когда она была колонией России". Стало даже как–то волнительно — вдруг бы Х. Солана достал корпоративную кредитную карту ЕС и отстегнул 100 миллионов евро? Но Х. Солана скромно сказал, что вопрос надо изучать. После чего Л. Озолиньш необыкновенно резво обошел вокруг длинного овального стола и вручил комиссару ЕС фотоальбом зверств комиссаров НКВД с пояснениями на латышском и английском языках (альбом был настолько черно–белый, что участники встречи, дожидаясь Х. Соланы, в шутку спрашивали друг у друга цветные карандаши, чтобы его разукрасить).

В завершение комиссар ЕС по обороне и иностранным делам вновь бодро пожал руки всем депутатам. Ваш автор быстро сказал ему по–английски, что надеется на отслеживание Брюсселем гуманитарного положения в Латвии, ибо для отношений с Россией крайне важно, чтобы русские ЛР имели все политические права. Хавьер Солана воскликнул:

— Правильно!

И два раза хлопнул вашего автора по левому плечу, после чего сразу же начал спуск в вестибюль. Вот в такие минуты, друзья, как–то особо остро чувствуешь сопричастность с судьбами Европы.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!