Недавно инспектор Цесисского района Валмиерского регионального управления среды Улдис Ленцбергс задержал двух браконьеров, которые на реке Рауна использовали самый варварский способ добычи лосося — электролов.
Новость тут же облетела всю страну, ведь нарушителей с поличным удается поймать редко, а уж тем более — ТАКОГО уровня, зарабатывающих немалые деньги на икре красной рыбы. Всего же Улдис за время работы с 1988 года задержал 16 "электриков", чем поставил абсолютный рекорд среди инспекторов страны! А вообще о Ленцбергсе в Латвии уже легенды слагают и однозначно признают: он — лучший!

Корреспонденты "Вести Сегодня" договорились о встрече с Улдисом Ленцбергсом возле речки Стрикупе — притока Гауи, где на днях прошла кумжа (рыба из семейства лососевых) и отложила икру. На восходе солнца, которого из–за густого тумана и увидеть–то толком не получалось, мы промерзли весьма основательно, ведь насколько теплым бывает ноябрьское утро — известно. Мы с фотокором, переминаясь с ноги на ногу и стуча зубами, представляли, каково же приходится Улдису, патрулирующему берега рек уже вторые сутки без сна и днем и ночью.

Но вот подъезжает "Нива", выходит Ленцбергс. По внешнему виду и не скажешь, что он — гроза всех браконьеров лососевого Цесисского региона: человек невысокого роста, нет косой сажени в плечах, взгляд добрый, голос мягкий. Зато рукопожатие — стальное!

— Что — холодно? А мне даже жарко слегка… — говорит Ленцбергс, глядя на наши посиневшие лица. — Браконьеры нам расслабляться не дают, "заставляют" патрулировать не только крупные реки — Гаую, Браслу, Амату, Рауну, но даже маленькие притоки. Мы подсчитали все лососевые пути, которые надо охранять, и получилось примерно 140 километров. Но ведь этот кусок мы проходим не по дорогам, а в диких местах.

Когда Улдис Ленцбергс заканчивал факультет географии ЛУ, потом занимался строительством автодорог, а затем всякими комсомольскими делами, то и не подозревал, что станет инспектором. Кстати, с чего это вдруг геолог решил пойти в Управление охраны среды?

— Я природу с детства очень люблю, а значит, должен ее охранять. К слову, когда я в конце 80–х только стал руководителем Цесисского отделения Валмиерского регионального управления среды, то в нашем крае вообще никто по рекам не ходил, не охранял рыбу от браконьеров. Сперва беспредела здесь хватало, но вскоре нарушители поняли: вот кто на реках хозяин!

"Электриков" обесточили

Сколько за все годы Улдис Ленцбергс поймал браконьеров — уже и не сосчитать. Нарушители этого человека как огня боятся, хотя бы за то, что уж если схватит, то все, наказания не миновать. Да и подкупить его невозможно! В кабинете у Ленцбергса есть своя коллекция — изъятые у нарушителей остроги, вилы, гарпуны, мережи и прочее, прочее.

Но главное, чем может действительно гордиться инспектор, так это поимкой 16 "электриков" (абсолютный рекорд по стране!) — людей, глушащих рыбу током. Последний "улов" был в середине октября.

Улдис две недели выслеживал браконьеров! Накануне, перед собственно задержанием, Ленцбергс уже знал, по каким дорогам ездят браконьеры на своей "Мазде–626". Речки они себе тоже облюбовали весьма лососевые — Рауну и Вайве, где на километровом отрезке Улдис недавно нашел мертвую и без икры кумжу…

— Я спрятался в лесу и стал ждать. В тот день в Рауне как раз был подходящий для нереста уровень воды, и на нижнем участке реки открылись пороги. Вдруг вижу в бинокль: едут! Я тут же позвонил людям из Национального парка "Гауя", и мы вместе отправились на задержание: я должен был остановить машину, они — атаковать браконьеров с воды. В общем, вышел на дорогу, встал на пути машины, вытянул удостоверение и значок. Требую тормозить! Но вижу, водитель как пер на меня, так скорости и не снижает, ну — вынул ракетницу.

Если бы "мазда" еще хоть метр проехала, а значит, по мне, то, спасая жизнь, пальнул бы в радиатор! Но, слава богу, водитель остановился, однако повел себя ненормально: заблокировал все двери, начал гудеть и орать: "Бандиты! Убивают!" А какие же бандиты? Я ведь в форме и документы показываю! Причем водитель — молодой громила, а я такого совсем небольшого росточка, то есть ну никак чисто физически напасть не могу. На самом деле он шумом старался предупредить браконьеров, однако те, поскольку река в низине, все равно ничего не услышали, — усмехается Улдис.

Ленцбергс вызвал полицию, и водителя извлекли из машины. А инспекторы, что шли с другого берега, задержали "электриков" как раз в тот момент, когда они глушили рыбу. То есть состав преступления — явный. Сейчас электролов, аппарат с очень мощным аккумулятором, находится в Центре экспертиз госполиции. Теперь браконьерам, которых Ленцбергс, к слову, и в прошлом году задерживал, светит не административный штраф, а уголовное дело.

Всех не переловить!

Профессиональный инспектор и опытный браконьер всегда стоят друг друга. Кто идет на ловлю лосося в нерестовый период — как правило, асы своего черного дела, ведь если не знаешь повадок благородной рыбы, практически ничего и не поймаешь. Браконьеры прекрасно знают, когда надо "выходить на смену". Именно поэтому Улдис Ленцбергс с земессаргами, аккурат перед нашей встречей, уже вторые сутки патрулировал берега Аматы — он видел, что во многих местах реки нерестятся большие особи лосося. Известно, если рыба нашла отмель, то скоро рядом появятся и браконьеры.

— Значит, нам надо защищать рыбу. Вот всю ночь мы и сидели в засаде, следили, чтобы никто не тронул нерестящихся самочек. А там ведь явно были десятикилограммовые рыбины, и в каждой из них — до трех литров икры!.. Я за эти годы хорошо все реки в районе изучил, а тем более Амату. Но, признаюсь, браконьеры все знают куда лучше. Они хитрые и… многому нас учат. Нарушители, по словам Улдиса Ленцбергса, прекрасно осведомлены даже о том, когда включается "зеленый свет", — к примеру, в первой половине дня по понедельникам, ведь в это время в Национальном парке "Гауя" проводятся всякие планерки с инспекторами и полицейскими. Хорошо еще Латвийская ассоциация рыболовов проводит акцию "Лососям быть!", а она очень многих браконьеров распугала. Но, увы, всех нарушителей переловить невозможно…

Лосось — рыба самоотверженная, но глупая

Особенно обидно инспектору, что лосось во время нереста действительно очень легкая и беззащитная мишень. Эта рыба по зову природы стремится на нерест и, глупая, не обращает внимания на то, что вокруг творится, ведет себя крайне неосторожно. Иногда браконьеры просто руками лосося вытаскивают, но чаще становятся в воду и бьют рыбу вилами, гарпунами, острогой! Нередко используют и очень гадкие "зацепы".

— "Зацепы", большие крючки, просто забрасывают и цепляют рыбу. Браконьер видит место, где лосось идет на нерест, и кидает крюки. Одну рыбину цепанет и вытащит, а девять — попортит так, что не все потом и выживают. Причем самец, который всех отпугивает от самок с икрой, видимо, думает, что блестящий крючок тоже рыба, атакует, захватывает, и… Я видел изуродованную рыбу — отвратительное зрелище! — возмущенно произносит Улдис.

Браконьер в законе

Оказывается, практически все лососевые участки рек в стране давно распределены между браконьерами. На одном Янка орудует, на другом — Васек, на третьем — Петерис и так далее. Чужих, новичков и всяких "случайных прохожих" не подпускают!

Вот несколько лет назад какой–то мужик случайно выловил лосося и пошел утром его продавать. А ведь все браконьеры друг друга в лицо знают. И вдруг бац — новичок завелся! Причем накануне инспекторы выловили в реках множество сетей с рыбой. Так браконьеры подумали, что это дело рук непонятного торговца лососем: якобы он решил таким образом с конкурентами разобраться. В общем, беднягу, обыкновенного лигатненского растяпу, весьма основательно поколотили матерые браконьеры.

— А как–то раз произошел забавный случай. Один мужик продал за 30 латов свой браконьерский участок: мол, стар я стал 83 года исполнилось, надоело от инспекторов бегать. У него этот участок таки купил другой браконьер, поставил сети, но… тут появились мы. Дело в том, что сей отрезок мы постоянно патрулируем, и мужику, провернувшему удачную операцию, раньше передохнуть не давали — все время ловили. Вот он и решил всех зайцев разом убить: и от проблем избавиться, и денег еще подзаработать, — улыбнувшись, вспоминает историю Улдис.

Вскоре с бравым инспектором пора было прощаться. Ленцбергс планировал сделать еще один обход берегов Аматы, а потом сдать смену — пора наконец уж немного и отдохнуть!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!