"Вести Сегодня" накануне дня рождения вождя мирового пролетариата побывала в Мавзолее Ильича на Красной площади, а также заглянула в уникальный во всей России музей под открытым небом памятников советской эпохи.
В последний и единственный раз я посещал ленинский Мавзолей, возведенный на главной площади Москвы, в раннем школьном возрасте. Четверть века тому назад! Однако впечатления до сих пор свежи, как будто это было вчера. Помню, я приехал с отцом в столицу жутко холодной зимой. На улице было градусов двадцать мороза. Но мы почти сутки (!) мужественно отстояли в многотысячной длиннющей очереди, закручивавшейся плотной спиралью в Александровском саду у Могилы Неизвестному Солдату и далее уходящей к главной святыне страны.

То были поистине непереносимые страдания. Еще чуть–чуть, и, казалось, я окончательно превращусь в ледышку. Тем не менее внутрь мы попали–таки. О чем я потом с гордостью рассказывал в Риге своим друзьям и знакомым. Как же, я ведь самого Ленина видел! И как же мне все дико завидовали.

И вот в минувшую субботу мне удалось во второй раз побывать в Мавзолее. Он был открыт для доступа граждан (как явствовала табличка у входа) с 10 до 13 часов. В это время Красную площадь на всякий случай обычно перегораживают. А для посетителей же Ильича оставляют лишь узенький коридорчик с несколькими эшелонами защиты.

Очередь к Ленину была минимальная. Человек двести. Что по московским меркам — сущая ерунда. Люди собирались перед металлической звенящей аркой. В Мавзолей запрещено брать с собой любые сумки, портфели, фотоаппараты, а также мобильные телефоны со встроенными камерами. Все это необходимо сдать в платную кремлевскую камеру хранения. Доллар за сумку… Зато сам вход в Мавзолей бесплатный.

После "звенящей" рамки каждого посетителя еще дополнительно проверяют с помощью металлодетектора. Не менее важен и обычный "фейс–контроль". Охранники пристально всматривались в лица людей. Нет ли среди них неуравновешенных личностей, от которых того и жди какой–нибудь пакости. Чтобы попасть к Ильичу, нужно спуститься на несколько лестничных пролетов вниз. На каждом углу стоит охранник в военной форме. Каждому из них я приветственно кивнул головой. В ответ они лишь пристально на меня посмотрели. Но глаза их потеплели. Нет ничего ценнее на свете, чем хорошие человеческие отношения. Даже в самых "суровых" условиях.

Передо мной вниз спускались две девочки–"татушки", которые весело смеялись и громко переговаривались между собой. Видимо, для них Мавзолей, эта громоздкая мраморная штука, была лишь одним из московских приколов. Они не прекратили фыркать даже после того, как им грозно сделали замечание. Так же "навеселе" (может, наглотались каких–то "колес"? — возникла у меня мысль) они прошли и мимо тела Ленина. Судя по всему, для них он не представлял никакой ценности. Они просто сделали "галочку" в своем туристическом маршруте по Москве.

Лично меня прежде всего волновал вопрос, насколько Ильич изменился за прошедшие четверть века. А он нисколечко не постарел! Напротив, в отличие от меня, даже как будто посвежел за эти годы. Чувствовалось, что за телом тщательно ухаживают. У вождя безупречно подстрижены усики и бородка. Цвет кожи свежий. Ильич действительно лежал как живой! В какой–то момент мне даже показалось, что он сейчас откроет глаза и улыбнется мне своей знаменитой доброй ленинской улыбкой с хитрым прищуром…

После Мавзолея я прошел вдоль Кремлевской стены. Брежнев, Черненко, Андропов… Все в идеальной чистоте. Рядом с патриаршими покоями сейчас открыто симпатичное "Кремлевское кафе", которое предлагает специальные комплексные кремлевские же обеды. В общем, для "членов Политбюро". Довольно вкусно. Мясная солянка, семга, всевозможные салаты, холодная водочка на подносе, чай в подстаканниках… Кафе стилизовано под "ленинский" кабинет. Стулья в белоснежных чехлах. Словоохотливая официантка рассказала, что рядом с Третьяковской галереей открылся уникальный музей под открытым небом "Музеон", куда свезли памятники советской эпохи, в том числе знаменитый памятник Дзержинскому, который стоял на Лубянке.

Цена билета в "Музеон" — чисто символическая. Как мне рассказали, инициатором и организатором этого необычного музея выступил гендиректор Московского объединения "Музеон" Михаил Пукемо.

Поначалу начинание было встречено скептически. Мол, никакой ценности эти куски камня сегодня уже не представляют. Однако со временем памятники были признаны историческими реликвиями. И сегодня парк стал достопримечательностью столицы. Люди приходят сюда, чтобы посмотреть на поверженных советских "богов" (как выразилась кассирша) — Ленина, Сталина, Свердлова, Дзержинского, Калинина, Брежнева, некогда стоявших на улицах и площадях Москвы. А можно здесь просто побыть вместе с любимым историческим деятелем.

— Здесь они не политические символы, а произведения монументального искусства. Они были созданы выдающимися мастерами — Мухиной, Меркуровым, Вучетичем, Чайковым, Виленским!

Мы с дамой тут же начали дискутировать, надо ли возвращать памятник Дзержинскому на площадь перед зданием КГБ–ФСБ, а также надо ли перезахоронить самого Ильича. Тут к нашей беседе подключились другие туристы. Разумеется, у каждого было свое мнение. Так, один молодой человек (как я понял, панк) призывал рассматривать Мавзолей на Красной площади как суперавангардное произведение искусства начала прошлого века.

— То время, как известно, славилось своими новаторскими поисками. Из Мавзолея надо сделать музей и, как и здесь, тоже брать за его посещение деньги! А вот некая воинственная старушка считала, что Ленина надо "взять за ноги и выбросить на помойку истории". Ее оппонент–старичок в ответ сказал, что ей самой пора на кладбище.

В общем, полемика вспыхнула нешуточная. В какой–то момент она даже грозила перерасти в потасовку. И тут один неприметный мужчина вдруг сказал: "Пусть Путин сам решает!" После этих слов наступила гробовая тишина. А я подумал: "Как же тяжело быть в России президентом. Бедный Владимир Владимирович…"

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!