Судьба свела его родителей в Борисоглебском соборе в городе Двинске, нынешнем Даугавпилсе. Здесь Владимир Глаголев служил регентом и пел в церковном хоре, в котором и познакомился с Валентиной Филипповной, обладающей удивительно красивым лирико- драматическим голосом. Вместе они участвовали в музыкально-любительских постановках, однажды даже играли жениха и невесту. Так оно и в жизни случилось.

Под звон колоколов

В 1926 году в семье Глаголевых родился сын — Юрий. Отец к тому времени уже был регентом в церкви Александра Невского и учителем пения в двух рижских гимназиях, а мама пела в церковном хоре и обучала детей в школе. Она любила и прекрасно пела русские и цыганские романсы. Родители участвовали в спектаклях в Театре русской драмы, сейчас мы бы назвали эти постановки мюзиклами: "Венера в шелках", "Век нынешний и век минувший". Семейной реликвией Глаголевых стал фотопортрет основателя Латвийской консерватории и классика латышской музыки Иосифа Витола, врученный главе семейства с дарственной надписью: "Милому собеседнику по всяким музыкальным премудростям Владимиру Глаголеву на добрую память. Рига. 1928 год".

В большой комнате их квартиры на втором этаже частенько проходили репетиции церковного камерного хора. Пение сопровождалось колокольным звоном, раздававшимся из соседней церкви Всех Святых. Это, конечно, было завораживающее зрелище. И маленький Юра был его активным участником. Он пытался подпевать взрослым. А когда никто не видел, даже брал в руки папины дирижерские палочки и вдохновенно размахивал ими. И через некоторое время он сам на- чал сочинять музыкальные пьесы на сказочные сюжеты. Сначала его музыкальным образованием занималась мама, потом он учился в детской студии. А с восьми лет и до поступления в консерваторию его обучала игре на фортепиано Гильдегарда Плюмэ.

— Я хорошо помню, как впервые, когда мне исполнилось 10 лет, побывал в Латвийской Национальной опере, — рассказывает Юрий Владимирович. — Это было 5 ноября 1936 года, я запомнил дату не только потому, что бог наградил меня хорошей памятью. Услышав в этот день оперу Бородина "Князь Игорь", я просто заболел оперной музыкой. И признаться, до сих пор не могу "вылечиться"…

Потом была война. В город вошли немцы. Но на семье Глаголевых это особенно никак не отразилось. Отец и мать попрежнему пели в православной церкви, учили детей в гимназиях. В апреле 1945 года их сын блестяще сдал вступительные экзамены и поступил в консерваторию, исполнив пьесы для фортепиано собственного сочинения. А их у него к 14 годам было уже около 20 — романсы на стихи Лермонтова и Фета, отрывки из оперсказок, пьесы для фортепиано. Приемную комиссию возглавлял сам Алфред Калнинь, благосклонно слушавший юное дарование. Юрий Глаголев учился одновременно на двух отделениях консерватории — композиторском и дирижерско-хоровом.

Встреча с поэтом

Началась мирная жизнь, основное место в которой у Юрия занимала музыка. Он ходил на занятия, выступал на концертах, играл на фортепиано, писал музыку, сочинял лирические сонаты. Я бы могла продолжать перечислять этот ряд серьезных занятий, если бы меня не мучил вопрос, а кто же был вдохновительницей сонат и романсов тогдашнего юного композитора? Но здесь меня ждало разочарование. — Меня друзья называли Ромео без Джульетты, — смеется Юрий Владимирович. — Я всю жизнь мечтал встретить ее — единственную и неповторимую, посвящал ей свои сочинения, которые также были пропитаны ожиданием любви. И раскрывался только в музыке. А в жизни.., конечно, я был молод, говорят, недурен собой, у меня были приятельницы, легкие увлечения, но все это было не то, о чем я пел в своих романсах…

После окончания с отличием Латвийской консерватории Юрий Глаголев еще год учился в аспирантуре в Москве у профессора Юрия Шапорина. Но его тянуло не к академическому музицированию, а к работе с живыми людьми. Он руководил в Риге школьными хорами и ансамблями, писал кантаты, песни для мужских и женских хоров. Долгие годы Юрий Владимирович выступал с авторскими концертами в санаториях, домах культуры и отдыха. Концертной площадкой было чуть ли не все Рижское взморье.

Вместе с другом детства, поэтом и доктором филологии ЛГУ Владимиром Мирским они участвовали в песенных экспедициях, изучая и собирая фольклор в самых разных уголках России. Впервые они встретились, когда еще были учениками Русской гимназии.

— Я сидел в музыкальной комнате и подбирал на фортепиано арию из оперы, — вспоминает Юрий Владимирович. — Ко мне подошел ученик старшего класса и спросил: "Откуда ты такой взялся?" Я ему отвечаю: " Музыкант Юрий Глаголев". Он протягивает мне руку со словами: "Поэт Владимир Мирский". Я попросил его написать стихи для моего романса. Владимир был на пять лет старше меня, но с того дня мы подружились. И наша дружба длилась 57 лет, до его смерти в 1998 году… На стихи Мирского я написал более 30 сочинений: детские песни, кантаты, романсы.

Вторым поэтом, в содружестве с которым Юрий Глаголев создал еще 30 музыкальных произведений, был Николай Шулико. Их песня "Силуэт" завоевала серебряную медаль на Международном песенном фестивале в Вене. И долгие годы в разных уголках бывшего Союза звучали романтические строки: "В тот час, когда над крутым утесом немые звезды льют бледный свет, я часто вижу черные косы и неподвижный твой силуэт…"

Невесту Юрию из России привез отец. Она тоже пела в церковном хоре. Как рассказывает Юрий Владимирович, романтической истории не было, он покорился судьбе и отцу. С Галиной они прожили в браке около двадцати лет, детей не было. В 1992 году он овдовел. А вскоре впервые в жизни по-настоящему влюбился. К этому времени Юрий Владимирович уже был художественным руководителем и дирижером русского хора "Перезвоны" при русском культурном центре "Улей". Марина — концертмейстером и хормейстером.

От сердца к сердцу

— Знаете, он как-то сразу произвел на меня колоссальное впечатление, — рассказывает Марина, — я поняла, что еще никогда не встречала музыканта такого уровня и совершенно потрясающего человека. У Юрия Владимировича замечательный сольный тенор, он мог бы быть оперным певцом. Причем сам себе был учителем по вокалу. Прекрасные музыкальные данные, абсолютный слух, но он еще умеет слышать, как звучит его голос со стороны — это редко кому дано.

Теперь добавьте сюда огромное человеческое обаяние и сильное мужское начало. Ну разве перед этим можно было устоять?.. Конечно, нет. Они женаты уже пять лет. Друзья говорят, что они, без сомнения, были созданы когда- то друг для друга. Сам Юрий Владимирович считает, что случилось то, что и должно было в конце концов произойти, — он встретил свой идеал женщины. Он уверен, что когда-то на небесах они с Мариной уже были вместе и держались за руки, как в "Синей птице" у Метерлинка. Просто его по недоразумению вытолкнули в этот мир на тридцать лет раньше. Но благодаря "Перезвонам" судьба вновь их соединила…

Поначалу русский хор располагался в клубе РВЗ. Потом его передали в ДК ВЭФ. Сейчас хористы репетируют в Русском доме на ул. Таллинас. В основном это учителя, врачи, домохозяйки, но есть несколько человек и с музыкальным образованием. Возраст — от 18 до 80 лет. Всех их объединяет любовь к пению, оперной и духовной музыке. В репертуаре русского хора — произведения Мусоргского, Чайковского, Бородина, РимскогоКорсакова. И конечно, "Перезвоны" не обходятся без "Вечернего звона" и "Коробочки". Обработки для смешанных хоров Юрий Глаголев пишет сам.

Сейчас рижский композитор работает над оперой, которую он назвал "Инеса ди Кастро". Сюжет он взял из португальской хроники XIV века.

— Это очень красивая легенда об Инесе Прекрасной, возлюбленной принца, которого против его воли женили на другой женщине. Что и привело к трагедии. Принц все-таки расстался с нелюбимой женой и уединился со своей Инесой во дворце любви. Увы, счастье их было недолгим — девушку убивают по приказу короля… Я уже написал десять номеров оперы — арии, дуэты, танцы. Всего будет 16… Кто сегодня в Латвии поставит эту оперу? Вы знаете, я об этом даже не печалюсь, просто делаю то, что нравится и что нахожу смыслом своей жизни. Как говорили великие, стараюсь писать музыку, идущую от сердца к сердцу…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!