Министр обороны России Сергей Иванов не исключает возможности поставки оружия из стран Балтии. В руках чеченских террористов оказалось крайне опасное оружие — зенитный комплекс "Игла". Именно из этого аналога американского "Стингера" в Чечне в последнее время было сбито несколько вертолетов. В том числе и пассажирский Ми со 118 пассажирами на борту, подорванный в августе этого года. Недавно российскими войсками в Чечне было изъято несколько десятков еще не использованных "игл". И теперь Россия разослала по дипломатическим каналам номера оружия — чтобы выяснить, кто же продал боевикам столь эффективное средство для стрельбы по воздушным целям.

По информации Сергея Иванова, боевики могли получить оружие из одной из стран СНГ или Балтии. При этом министр под- черкнул, что в первую очередь ноты были направлены в Латвию, Литву и Эстонию.

У нас комплексов нет

В МИДе Латвии "Телеграфу" сказали, что российской ноты пока не получили. Поэтому дипломаты решили воздержаться от комментариев. В Министерстве обороны "Телеграфу" заявили, что ПЗРК "Игла" никогда не состоял на вооружении нашей армии, поэтому Латвия, по определению, не могла их продать в Чечню или куда-либо еще. Эксперт по вопросам безопасности Дайнис Турлайс напомнил, что Латвия официально не переняла от советской армии ни одной единицы оружия.

По его мнению, заявление российского министра можно расценить как попытку отвлечь внимание международной общественности от внутренних проблем России, где по сей день есть неконтролируемые армейские склады. "Теоретически заявление министра обороны России может быть и каким-то дипломатическим маневром, — отметил политолог Николай Нейланд. — Это как в шахматах: один игрок делает ход, чтобы ослабить позицию другого".

Эксперт по России политолог Карлис Даукшт в беседе с "Телеграфом" отметил, что заявление главы российского военного ведомства "носит и политический, и военный характер". Политолог не считает, что политическую подоплеку заявления России можно связать с Пражским саммитом НАТО. "Это был бы слишком мелкий ход для достижения каких-то внешнеполитических задач", — считает Даукшт. По его словам, причину, скорее, нужно искать в предстоящей 28 ноября встрече президентов России и США Владимира Путина и Джорджа Буша. "Я не исключаю, что таким образом Москва пытается подогреть в глазах американцев страх перед международным терроризмом, — считает Даукшт, — но возможно также, что это реальная тактическая озабоченность России своей безопасностью".

Контрабанда из Польши

Однако официальная Рига, приняв обиженную позу, не удосужилась вникнуть в суть претензии. Минобороны России допускает, что "иглы" могли попасть террористам не из армий стран Балтии, а нелегальным путем. А вот о том, что торговцы оружием частенько используют Латвию как транзитную базу, свидетельствуют многие спецслужбы Восточной Европы.

В конце октября польская газета Rzecz Pospolita опубликовала статью "Польское оружие для террористов". Речь в материале идет о том, что в течение многих лет оружие со складов польской армии при посредничестве международного террориста аль-Кассара попадало, несмотря на эмбарго ООН, в Сомали и Хорватию, а также в руки российской мафии. За эти нелегальные операции ответственны офицеры и служащие армейских спецслужб.

Польские военные начали поставлять оружие аль-Кассару еще в 1980-х. Газета пишет, что располагает документами, в которых говорится о поставках через Эстонию в Сомали партии вооружения стоимостью в 5 млн. долларов. Среди прочего оружия в списке значатся ракетные снаряды для системы "Град", тяжелые противотанковые гранатометы, зенитные орудия, боеприпасы различных типов. А в 1992—1996 годах польские фирмы Cenreks и Steo отправили как минимум 15 партий вооружения стоимостью 4,5 млн. долларов. Первым директором Cenreks был некий Ежи Дембовский, ставший потом в Steo консультантом.

В начале 1990-х Дембовский установил связи с фирмой Arneks, находящейся в Риге, пишет Rzecz Pospolita. Коррумпированный офицер в Министерстве обороны Латвии готовил для Дембовского фальшивые документы, разрешавшие вывоз оружия из Польши якобы для нужд армии Латвии. На самом деле это оружие попадало в руки эстонских посредников и уходило, главным образом, в арсеналы преступных группировок в России. Некоторые автоматы из той партии позже были обнаружены у гангстеров в Германии и даже в Японии.

Польской газете удалось узнать, что большая часть оружия и амуниции, спрятанных в контейнеры с луком, сахаром и мукой, ввозилась в Эстонию из Латвии на грузовиках. Первые три партии оружия прошли успешно, и лишь четвертая в июле 1996 года была остановлена на латвийско-эстонской границе таможенниками. В партии находилось 1600 пистолетов "ТТ". Примечательно, что подозрения таможенников вызвала слишком серьезная охрана грузовиков, которые, по документам, перевозили макароны. Учтем также, что Польша производит и ПЗРК "Игла".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!