Еще пару недель назад такое трудно было даже представить — Ина Друвиете ("Новое время") на должности министра образования! Однако вчера это стало реальностью: идеолог языковой политики Латвии г–жа Друвиете теперь будет командовать всей системой образования, а также отвечать за науку.
Многие политики, включая даже коллегу г–жи Друвиете по правительству — Айнара Шлесерса, — выразили сомнение, сможет ли "языковой комиссар" вести нормальный диалог со школами нацменьшинств и с теми общественными организациями, которые, например, выступают против реформы–2004 или против методов ее реализации. Однако вчера, сразу после утверждения нового правительства, Ина Друвиете в разговоре с "Вести Сегодня" и с программой Латвийского радио "Домская площадь", заверила, что к диалогу, в том числе и по реформе, готова.

О намерениях г–жи Друвиете на посту министра — "У меня никогда не было никаких трудностей в общении с представителями нацменьшинств, — заявила г–жа Друвиете. — Это могут подтвердить все, кто следил за моей работой и в университете, и в последние два года на посту председателя комиссии сейма по правам человека. Если люди готовы говорить со мной, то я всегда открыта для диалога. Собираюсь продолжить его и на посту министра. Конечно, об отмене реформы не может быть и речи — закон принят, и его нужно выполнять. Другое дело, что необходимо максимально облегчить процесс внедрения закона. Нужно сделать так, чтобы реформа не создавала каких–то ненужных сложностей. Пользуясь случаем, хочу призвать директоров школ, учителей, родителей, учеников не скрывать проблемы, возникшие в свете реализации реформы. Если у вас есть претензии к учителям, к тому, как проходит обучение, пожалуйста, обращайтесь прямо ко мне, приглашайте, и я приеду в вашу школу. Вообще трудно найти в Риге школу нацменьшинств, в которой бы я за свою деятельность еще не побывала. Я присутствовала при введении первых билингвальных уроков в Латвии, эта моя профессиональная тема — я проходила обучение по билингвизму в различных зарубежных университетах. Поэтому никогда не соглашусь с утверждением, будто перевод части предметов на неродной язык (в данном случае — латышский) понижает качество образования. Нет и еще раз нет! Это подтверждают и авторитетные мировые социологические исследования.

Если у учителей, родителей школьников есть опасения по поводу каких–то негативных последствий реформы, то я готова организовать лекции очень авторитетных западных психологов, которые докажут, что это не так, и развеют все тревоги. Поверьте, меня волнует качество образования в школах нацменьшинств не меньше, чем самих учителей и родителей".

Итак, Ина Друвиете уверяет, что диалог со школами нацменьшинств, с родителями и общественными организациями будет. Однако представители левой сеймовской оппозиции по–прежнему сомневаются, что г–жа Друвиете способна внести позитивную струю в деятельность минобраза. Прежде всего в силу своей националистической позиции. "Если Юрий Радзевичс на посту министра образования исполнял роль доброго следователя, то Ина Друвиете, бесспорно, будет следователем злым, — полагает депутат сейма Борис Цилевич, который последние два года проработал в комиссии, возглавляемой Иной Друвиете. — Она исповедует идеологический национализм. Поясню, что националисты считают: Латвия — это государство для латышей, все остальные же здесь — чужаки. По мнению убежденных националистов, государство принадлежит не всем, кто в нем живет, а конкретной этнической группе".

Б. Цилевич напомнил, что г–жа Друвиете отказывается общаться по–русски, хотя, разумеется, свободно владеет этим языком. "Такое поведение тоже говорит о многом. С точки зрения западной демократии, отказ говорить на языке, которым ты владеешь, считается очень нехорошим признаком и действительно свидетельствует о свирепом национализме", — полагает Б. Цилевич.

Отметим, что сама г–жа Друвиете свой отказ общаться по–русски, например, с прессой объясняет просто: местные журналисты владеют латышским, и нет нужды изъясняться с ними на других языках.

Справедливости ради заметим, что г–жа Друвиете, в отличие от большинства новых министров, возглавила ту сферу, с которой действительно была связана всю свою жизнь (см. биографии министров. — Прим. ред.). И в дилетантизме упрекнуть ее будет сложно.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!