Он всегда был инакомыслящим. И даже депутатство и вхождение в правительственную коалицию не изменило его. Арвидс Улме не голосовал за ввод латвийских войск в Ирак, а недавно он высказал совершенно крамольную идею: преобразовать армию в национальную гвардию и значительно уменьшить расходы на оборону.
Депутат сейма от Союза "зеленых" и крестьян Арвидс согласился познакомить читателей "Вести Сегодня" со своей инициативой, а также с печальными прогнозами будущего Латвии.

— Г–н Улме, недавно на дискуссии в "Латвияс авизе", посвященной вопросам безопасности, вы неожиданно заявили, что такая армия нам не нужна и что Латвия вполне бы обошлась национальной гвардией. В чем суть вашей идеи?

— Дело в том, что Латвия, наша казна, не в состоянии тянуть такой тяжелый воз под названием "Национальные вооруженные силы". Вообще нынешние расходы на оборону нам просто не по силам. Это для большой страны с огромными доходами и богатой природными ресурсами 2% от ВВП на оборону — вполне реальная планка. Мы же еле–еле сводим концы с концами — средств не хватает на самые необходимые нужды. Посмотрите: нам нечем платить зарплату медикам, и здравоохранение находится на грани краха. Пенсионеры тоже не могут дождаться более–менее достойных пенсий. Не хватает средств и на выплату компенсаций малоимущим на лекарства. Нет средств на экологию, на дороги… Но при этом мы тратим сотни миллионов латов на содержание армии и на финансирование военных операций за пределами страны. Это абсурд какой–то! Поэтому я и предложил преобразовать армию в национальную гвардию. Это будет подразделение, состоящее из профессиональных военных. Гвардейцы будут не только выполнять свои основные функции — защищать страну, но и примут участие при необходимости в ликвидации стихийных бедствий и других ЧП.

Кстати, стихийные бедствия в Латвии в ближайшие годы вполне вероятны. Об этом свидетельствуют результаты компьютерных прогнозов. Как мы видим, природные катаклизмы все ближе к нам. Вспомним наводнения в Чехии и Польше… Ясно, что процессы, связанные с глобальным потеплением, движутся в сторону Северной Европы. И мы должны быть готовы к стихийным бедствиям в виде проливных дождей, ураганов. Землетрясение, которое мы испытали совсем недавно, — это первый очень тревожный сигнал Латвии. Чем быстрее мы создадим такую национальную гвардию, тем лучше.

Конечно, национальная гвардия будет в несколько раз меньше, чем нынешние вооруженные силы Латвии. И средств на содержание гвардии понадобится в десятки раз меньше. Высвободившиеся ресурсы можно будет направить на решение острейших социальных проблем.

Я понимаю, что мы дали обещание НАТО выделять на оборону 2% от ВВП. Но и что же? Интересы народа Латвии важнее политических обещаний. НАТО нам тоже многое обещало… Я, например, был уверен, что натовцы сами будут финансировать участие своих истребителей в охране воздушного пространства стран Балтии. Теперь же оказалось, что Латвия должна оплачивать и патрулирование натовских самолетов, и даже финансировать из своего бюджета летчиков, которые задействованы в этом патрулировании.

— Вы в свое время не поддержали участие Латвии в операции против Ирака…

— Я лично не поддержал, хотя на нашу фракцию оказывали огромное политическое давление. Тогдашний министр иностранных дел Сандра Калниете пришла во фракцию и уверяла нас, что не сегодня–завтра Германия и Франция тоже присоединятся к военной коалиции и если мы проголосуем против операции в Ираке, то останемся единственными такими "дурачками" в Европе. Я просто поражаюсь, как г–жа Калниете осмелилась вводить в заблуждение депутатов сейма! Ведь затем оказалось, что Германия и Франция даже и не собирались участвовать в этой иракской авантюре. Теперь мы погрязли по уши в иракской войне. Я даже не знаю, как мы сможем выпутаться из этой позорной ситуации. Разве только общественность снова поднимется и вынудит политиков изменить решение. Так или иначе, но нынче наша безопасность под угрозой. И это очень серьезно — нас ассоциируют со страной, которая совершила агрессию в отношении суверенного государства.

— Чем вы объясняете рост популярности (судя по рейтингам) "зеленых крестьян"?

— Тем, что мы проводим социальную политику и не сдаем, если можно так выразиться, малоимущих жителей Латвии. Хотя нас постоянно вынуждают действовать против интересов большинства населения. Партнеры по коалиции — "народники" — выдвигали нам своего рода ультиматум: если вы будете и дальше выступать за сохранение потолка квартплаты в хозяйских домах, мы снимем Эмсиса. Но мы на этот шантаж не пошли. Мы не можем допустить, чтобы людей выбрасывали на улицу, а это очень реально, если 1 января потолки все–таки будут отменены. Не согласны мы и с предложенной региональной реформой. Ведь каждая волость, каждый поселок — это частица культуры, это частица народа Латвии. В каждом селении свой фольклор, даже свой диалект. А нам предлагают все одним махом ликвидировать! Эта наша позиция была замечена и оценена избирателями — отсюда и рост рейтинга.

Не секрет, что еще на этапе предвыборной кампании и сразу после нашего избрания в сейм "зеленых крестьян", точнее — Крестьянский союз, считали своего рода марионетками олигархов. Но мы своей работой в парламенте доказали, что это не так. Что мы не продаемся. Мы не участвовали ни в "прихватизации", ни в принятии сомнительных законов. Народ это видит.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!